ALMA обнаружил самый далекий аналог Млечного Пути

Используя антенную решетку ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), астрономы обнаружили наиболее далекую галактику, напоминающую наш Млечный Путь. Она получила обозначение SPT0418-47. Испущенному ею свету потребовалось более 12 млрд лет, чтобы добраться до Земли. Мы видим эту звездную систему такой, какой она была во времена, когда Вселенной исполнилось всего 1,4 млрд лет.

Линзированное изображение SPT0418-47. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), Rizzo et al.

По словам ученых, SPT0418-47 оказалась неожиданно упорядоченной. Это противоречит устоявшемуся мнению о том, что в ранней Вселенной все подобные объекты были турбулентными, неустойчивыми и имели хаотическое строение, лишенное отчетливых структурных особенностей, типичных для более зрелых галактик.

ALMA смог «увидеть» SPT0418-47 благодаря гравитационной линзе. Гравитация более близкой галактики искривила и усилила свет фонового объекта, сделав возможным его наблюдения. На исходных изображениях далекая звездная система выглядит как световое кольцо вокруг галактики-линзы. Тем не менее, используя методы компьютерного моделирования, астрономы сумели воссоздать ее форму.

Восстановленное изображение SPT0418-47. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), Rizzo et al.

Конечно SPT0418-47 нельзя назвать полным двойником Млечного Пути: ученым не удалось обнаружить у нее спиральных рукавов. В то же время она обладает двумя важными чертами. У нее есть диск и балдж — большое облако звезд, плотно окружающее со всех сторон галактический центр. Это и роднит ее с Млечным Путем. На данный момент эта система является наиболее далекой галактикой, у которой обнаружен балдж.

Движение газа в SPT0418-47. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), Rizzo et al.

Изучение таких удаленных объектов имеет огромное значение для нашего понимания процессов возникновения и эволюции галактик. Не исключено, что открытие SPT0418-47 приведет к пересмотру наших представлений о формировании звездных систем и позволит по-новому взглянуть на прошлое Вселенной.