James Webb получил «четкое доказательство» присутствия углекислого газа на экзопланете

Согласно сообщению Европейского космического агентства, космический телескоп James Webb нашел «однозначные» доказательства присутствия углекислого газа в атмосфере отдаленной экзопланеты. Согласно ESA, «это первое четкое, подробное, неоспоримое свидетельство» наличия углекислого газа на планете за пределами нашей Солнечной системы.

Художественное изображение WASP-39b
Художественное изображение WASP-39b – экзопланеты с атмосферой, наполненной углекислым газом.

Далекий мир является газовым гигантом, похожим на Юпитер, и находится на расстоянии примерно 700 световых лет от нас. Экзопланета называется WASP-39b и впервые была обнаружена в 2011 году. Ранее на ней находили нечеткие доказательства присутствия воды, но только сейчас ученые получили неопровержимые доказательства присутствия других элементов в далеких мирах, благодаря спектроскопической способности телескопа JWST всматриваться в атмосферу других планет.

WASP-39b примерно такой же массивный, как Сатурн, но имеет диаметр примерно на 33% больше, чем у Юпитера. То есть экзопланета не очень плотная. Также на ней невероятно горячо – планета раскалена до 900°C, что является результатом близкой орбиты вокруг звезды-хозяина.

Неопровержимый сигнал присутствия CO2

Используя прибор NIRSpec на борту James Webb, учёные могут расшифровать химический состав далеких миров. Инструмент опирается на то, как экзопланеты вращаются вокруг звезд-хозяев: когда планеты проходят перед звездами или проходят через них, ученые видят разницу в длинах волн света, блокируемых планетой. Когда ученые тщательно изучили WASP-39b, был зафиксирован неоспоримый сигнал присутствия CO2.

«Бесспорный» сигнал углекислого газа
«Бесспорный» сигнал углекислого газа, обнаруженный во время прохождения планеты WASP-39b через главную звезду

«Как только данные появились на моем экране, безоговорочное доказательство присутствия углекислого газа захватило меня. Это был особый момент, пересекший важный порог в исследовании экзопланет», — сказал Зафар Рустамкулов, планетолог, обучающийся в Университете Джона Хопкинса и член ком0430нды ESA.

Углекислый газ составляет большую часть атмосферы Венеры и Марса, но это впервые, когда команда ученых так точно обнаружила молекулы в атмосфере экзопланеты. «Молекулы углекислого газа являются чувствительными индикаторами истории формирования планеты», — сказал Майк Лайн, планетолог из Университета штата Аризона. «Измеряя свойство CO2, мы можем определить, сколько твердого и газообразного материала было использовано для формирования этого газового гиганта».

Важность открытия James Webb

Открытие также является признаком того, что James Webb может сделать в узком диапазоне среднего инфракрасного спектра, и указывает на то, что телескоп сможет «вынюхивать» большое количество важных газов, например, метана, являющегося важным индикатором возможного существования жизни.

12 июля команда ученых использовала другой спектрограф на борту телескопа, чтобы обнаружить наличие воды в атмосфере WASP-96b – рыхлого газового гиганта в 1150 световых годах от нас. Последнее открытие по WASP-39b добавляет еще одну молекулу – и планету – к растущему списку достижений JWST.

Ранее мы сообщали о том, как TESS обнаружил суперземлю внутри орбиты горячего Юпитера.