5 апреля «Хаябуса-2» создаст искусственный кратер на астероиде Рюгу

Космические технологии

Операция по созданию искусственного кратера на поверхности астероида Рюгу (162173 Ryugu) состоится 5 апреля. Об этом было сообщено на брифинге, материалы которого опубликованы на официальном сайте миссии «Хаябуса-2».

Момент попадания импактора в астероид Рюгу в представлении художника. Источник: JAXA

Процедура будет происходить следующим образом «Хаябуса-2» подойдет на расстояние 500 м к поверхности астероида. После этого от аппарата отделится устройство SCI (Small Carry-on Impactor), представляющее собой цилиндр диаметром 30 см и общей массой 14 кг. Из них 9,5 кг приходится на заряд взрывчатого вещества, 2 кг — на медный импактор. Медь была выбрана, потому что это редко встречающийся на астероидах элемент, который можно будет легко отделить от остальных пород во время последующих анализов.

Через 40 минут после отделения, когда SCI будет находиться на расстоянии 100-200 м от поверхности астероида, состоится детонация заряда. Взрыв направит медный импактор в поверхность Рюгу. По оценкам ученых, его скорость в момент удара составит около 2 км/c. В результате на поверхности образуется кратер диаметром до 10 м.

Нужно отметить, что SCI не может похвастаться особой точностью «стрельбы», составляющей порядка 200 м. Поэтому импактор будет нацелен на регион, известный под обозначением S01. Он находится на расстоянии 300 м от места высадки зонда MASCOT. Это должно полностью исключить вероятность попадания импактора в земной аппарат.

Во время взрыва «Хаябуса-2» будет находиться над противоположной стороной Рюгу, используя его в качестве щита от возможных осколков. Тем не менее мы сможем увидеть удар. Перед тем, как укрыться за астероидом, основной аппарат сбросит автономную камеру DCAM3, рассчитанную на 3 часа работы. Она запечатлит момент попадания импактора и затем передаст полученные изображения зонду «Хаябуса-2». В свою очередь, последний ретранслирует их на Землю.

Карта астероида Рюгу. Источник: Phil Stooke

Следующие две недели после бомбардировки «Хаябуса-2» будет находиться на безопасной позиции вдали от Рюгу. Это необходимо для того, чтобы избежать риска столкновения с медленными обломками, которые могут остаться на орбите вокруг астероида. По завершении этого срока автоматический разведчик возобновит научные операции. Он детально исследует образовавшийся кратер, а затем возьмет образцы обнажившихся в результате удара пород. Эта процедура запланирована на июнь.

По материалам http://www.planetary.org