20 лет затоплению станции «Мир»

Ровно двадцать лет тому назад орбитальная станция «Мир» прекратила свое существование. С тех пор она остается крупнейшим объектом, сведенным с околоземной орбиты.

Орбитальная станция «Мир». Источник: Роскосмос

Базовый блок станции был запущен в 1986 году. В последующем к нему было добавлено шесть модулей — «Квант-1», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», «Природа», а также стыковочный узел для приема шаттлов. Благодаря этому общая масса орбитального комплекса достигла 140 тонн.

В общей сложности за время эксплуатации «Мир» принял 28 долгосрочных экспедиций. К нему слетало 105 космических кораблей: 31 «Союз», 64 грузовых «Прогрессов», а также 10 шаттлов (9 стыковок и один облет станции). С борта станции было совершено 78 выходов в открытый космос общей продолжительностью 359 часов 12 минут (с учетом трех выходов в разгерметизированный модуль «Спектр»). В общей сложности на «Мире» было выполнено более 23 тыс. научных экспериментов.

Изначально предполагалось, что станция проработает на орбите пять лет. В итоге ее эксплуатация продолжалась втрое дольше. За это время «Мир» пережил немало различных инцидентов, наиболее серьезным из которых стало столкновение с кораблем «Прогресс М-34», приведшее к потере модуля «Спектр».

В начале 2001 года российским правительством было принято решение о затоплении комплекса. Оно проходило в три этапа. Вначале при помощи двигателей корабля «Прогресс» высота орбиты станции была снижена до 220 км. Вторым этапом стало ее снижение до 165 км. Третий этап заключался в последнем торможении двигателями «Прогресса», которое продолжалось 22 минуты. После этого «Мир» вошел в плотные слои атмосферы, снизившись до условной границы космического пространства (100 км). Утром 23 марта 2001 года его обломки упали в закрытой для судоходства южной части Тихого океана.

По материалам https://www.roscosmos.ru