Разогрев на 1000 градусов за 60 дней: найдена неудавшаяся звезда c рекордно вытянутой орбитой

Международная группа астрономов сообщила об открытии нового коричневого карлика, получившего обозначение TOI-2490 b. Он вращается вокруг солнцеподобной звезды по орбите с рекордным эксцентриситетом.

Система, состоящая из коричневого карлика и звезды, в представлении художника. Источник: ESA

Коричневыми карликами называют объекты, занимающие промежуточное положение между газовыми гигантами и звездами. Их массы лежат в диапазоне от 13 до 80 масс Юпитера. В недрах коричневых карликов могут проходить реакции с участием ядер дейтерия и лития, но их массы недостаточно, чтобы поддерживать постоянные термоядерные реакции с участием водорода. Поэтому коричневые карлики иногда называют неудавшимися звездами.

TOI-2490 b был открыт в ходе анализа данных, собранных космическим телескопом TESS. Он обращается вокруг солнцеподобной звезды, расположенной на расстоянии  872,5 световых лет от Земли. Светило на 10% больше Солнца и старше его. Что касается коричневого карлика, то по размерам он сопоставим с Юпитером, а вот его масса превышает юпитерианскую в 73,6 раза. Таким образом, ему не хватило совсем немного, чтобы превратиться в звезду.

Этот коричневый карлик заинтересовал астрономов своей орбитой. Ее эксцентриситет составляет 0,78. Она настолько вытянутая, что TOI-2490 b постоянно испытывает мощные температурные колебания. Когда в ходе своего 60-дневного витка коричневый карлик приближается к звезде, его температура повышается примерно на 1000 градусов по сравнению с тем, когда он проходит апоцентр своей орбиты.

По словам исследователей, TOI-2490 b обладает одной из наиболее вытянутых орбит среди всех известных коричневых карликов, обращающихся вокруг звезд. Скорее всего он изначально сформировался на орбите, обладающей таким высоким уровнем эксцентриситета.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы нашли рекордно быстрый коричневый карлик, который мог прилететь из другой галактики.

По материалам Phys.org