Главная Новости Hubble сфотографировал погибающую галактику

Hubble сфотографировал погибающую галактику

Космонавтика

Благодаря телескопу Hubble астрономы сумели получить детальные фотографии галактики D100, расположенной на расстоянии около 330 млн световых лет от Млечного Пути. Она входит в состав скопления Волос Вероники, включающего в себя свыше тысячи галактик.

Изображение галактики D100 и ее хвоста, составленное из снимков, получен сделанных телескопом Hubble (видимый свет) и Subaru (красное свечение хвоста в линии Hα). Источник: NASA, ESA, M. Sun (University of Alabama), and W. Cramer and J. Kenney (Yale University), M. Yagi (National Astronomical Observatory of Japan)

D100 привлекла внимание астрономов благодаря своему огромному хвосту, состоящему из пыли и газа. Его протяженность составляет 200 тыс. световых лет, что в два раза больше диаметра Млечного Пути. Ранее астрономы уже находили галактики, обладающие подобными газово-пылевыми хвостами, однако ничего похожего на обнаруженную структуру пока не наблюдалось.

Хвост D100 удивительно четкий и прямой, и при этом очень узкий. Его ширина составляет всего 7 тыс. световых лет, что совсем не похоже на бесформенные хвосты других звездных систем. Проведя серию компьютерных симуляций, астрономы пришли к выводу, что ключевую роль в образовании столь необычной структуры сыграли магнитные поля. Она возникла из-за того, что галактика движется к центру скопления. Словно лодка, плывущая по воде, она пробивается сквозь вещество, заполоняющее межгалактическое пространство, которое постепенно выталкивает газ и пыль за пределы D100. Этот процесс и привел к появлению хвоста. Согласно расчетам астрономов, он начал формироваться примерно 300 млн лет назад.

По сути, хвост является предвестником скорой смерти D100. Со временем она полностью лишится всех своих запасов пыли и газа. Ее спиральные рукава исчезнут, в ней уже не смогут рождаться новые светила, и она превратится в «мертвую красную галактику», населенную исключительно старыми звездами.

Изображение галактик D99 и D100, сделанное телескопом Hubble, Источник: NASA, ESA, M. Sun (University of Alabama), and W. Cramer and J. Kenney (Yale University)

Рядом с D100 можно увидеть галактику, внешний вид которой «предсказывает», как ее соседка может выглядеть в будущем. Этот объект известен под обозначением D99. Некогда он также являлся спиральной галактикой, по размеру и массе сопоставимой с D100. По оценкам астрономов, в промежутке от 500 млн до 1 млрд лет назад она потеряла все запасы межзвездного газа и пыли, и в ней полностью остановились процессы звездообразования. Поэтому на снимке Hubble она обладает ярко выраженным красноватым оттенком, а ее спиральная структура уже практически не различима.

По материалам: http://hubblesite.org