Нейросети помогли обнаружить 72 быстрых радиовсплеска

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Время от времени земные радиотелескопы фиксируют единичные яркие импульсы радиоизлучения длительностью несколько миллисекунд. Считается, что они происходят из удаленных галактик. Для обозначения подобных импульсов используется термин быстрые радиовсплески. По оценкам астрономов, типичная энергия всплеска эквивалентна выбросу в космическое пространство энергии, испускаемой Солнцем в течение нескольких десятков тысяч лет.

Природа быстрых радиовсплесков давно интересует научное сообщество. Согласно наиболее популярной гипотезе, они как-то связаны с нейтронными звездами, обладающими исключительно сильными магнитным полем (магнетарами). Впрочем, существует множество других объяснений феномена, от испарения черных дыр, до сигналов внеземных цивилизаций. Как правило, всплески являются единичным событием, которое больше не повторяется. Однако астрономам известно, как минимум, одно исключение: источник FRB 121102. Он расположен в небольшой галактике, находящейся на расстоянии 3 млрд световых лет от Млечного Пути.

Магнетар в представлении художника. Источник: ESO/L. Calçada

Команда исследователей из Университета Калифорнии в Беркли решила привлечь к исследованию FRB 121102 искусственный интеллект. Ученые создали сверточную нейронную сеть, а затем «натренировали» ее искать всплески, используя данные собранные в рамках проекта Breakthrough Listen.

После этого исследователи заново проанализировали результаты наблюдений FRB 121102, выполненные обсерваторией Green Bank в 2017 году. Тогда за один час телескоп сумел зафиксировать 21 быстрый радиовсплеск. Нейросеть смогла обнаружить еще 72 вспышки, упущенные исследователями.

Быстрый радиовсплеск в представлении художника. Источник: Jingchuan Yu, Beijing Planetarium

Эти данные помогли  наложить новые ограничения на частоту всплесков от FRB121102. Они говорят о том, что импульсы излучения приходят нерегулярно, и периоды активности источника чередуются с периодами спокойствия. Ученые надеются, что подобные новые методы исследования со временем помогут им разобраться в природе FRB 121102.

По материалам https://www.space.com