Mars Express обнаружил следы подповерхностного озера на Марсе

Новости астрономии, астрофизики и космологии

За последние годы космические аппараты собрали множество данных, указывающих на то, что вскоре после формирования Марс обладал полноценной гидросферой. На это указывают характерные детали рельефа красной планеты, выточенные некогда протекавшими по его поверхности потоками воды, а также результаты химического анализа осадочных отложений.

Марс в прошлом и в настоящем. Источник: Jon Wade and James Moore

Со временем, основная часть атмосферы красной планеты улетучилась в космос. Вместе с ней, Марс потерял и большую часть воды. Остатки марсианской H2O оказались сосредоточены в запасах льда в приповерхностном слое вечной мерзлоты. Сейчас атмосферное давление на поверхности планеты в среднем составляет 1/160 от земного. При таких условиях, вода закипает при температуре немногим выше °C, что делает невозможным ее стабильное существование в жидком виде.

Южная полярная шапка Марса. Источник: ESA / DLR / FU Berlin

Но если верить новому исследованию, результаты которого были опубликованы в журнале Science, даже в наши дни на Марсе все еще могут существовать водоемы. Но они скрыты под поверхностью планеты.

Группа ученых из Национального астрофизического института в Болонье пришла к такому выводу, изучив радарные изображения, сделанные аппаратом Mars Express в период с 2012 по 2015 г. Применив новую технику анализа данных, исследователи обратили внимание на Южное плато (Planum Australe). Это равнинный участок протяженностью около 200 км в южном полярном регионе Марса. На полученных Mars Express изображениях плато ученые заметили область, где сигнал радара резко меняется.

Местоположение предполагаемого подповерхностного озера. Источник: USGS Astrogeology Science Center, Arizona State University, INAF

Проанализировав имеющиеся данные, исследователи заключили, что характер отражения радарного сигнала соответствует жидкой прослойке, находящейся на глубине примерно в 1,5 км. Ее толщина составляет как минимум несколько десятков см, а общая протяженность достигает 20 км. Температура подповерхностного водоема вероятнее всего, значительно ниже нуля. По мнению ученых, вода остается жидкой благодаря растворенным в ней солях и давлению массы льда.

Авторы статьи особо отмечают, что Mars Express исследовал лишь незначительную часть Южного плато, а его инструменты позволяют видеть только достаточно крупные скопления воды. Поэтому, подобные подповерхностные водоемы должны существовать и в других частях красной планеты. Не исключено, что они сообщаются между собой.

Mars Express в представлении художника. Источник: