Найден экзопланетный кандидат с периодом обращения 10 лет

Проанализировав данные, собранные во время 14-й наблюдательной кампании телескопа Kepler, международный коллектив астрономов обнаружил временное уменьшение яркости звезды EPIC248847494, находящейся от нас на расстоянии около 1800 световых лет. Это проэволюционировавшее светило, уже начавшее превращаться в красного гиганта. При массе в 90% солнечной радиус звезды превосходит радиус Солнца в 2,7 раза.

Экзопланета в представлении художника. Источник: NASA

Характер падения яркости соответствуют одиночному транзиту экзопланеты. Особенность события заключается в том, что оно длилось необычно долго — около 54 часов. Расчеты показали, что такой транзит могла вызвать планета с радиусом в 1,1 юпитерианского и периодом обращения порядка 10 лет. Измерение лучевой скорости звезды показало, что масса этого тела не должна превышать 13 масс Юпитера.

Данное открытие наглядно демонстрирует некоторые из ограничений методов, используемых сейчас для обнаружения экзопланет. Чтобы дождаться второго транзита этого объекта и подтвердить его существование, астрономам придется ждать 10 лет. Именно поэтому подавляющее большинство тел, открытых с помощью транзитного метода, имеют небольшие периоды обращения.

Кривая блеска EPIC248847494. Источник: Giles et al / ArXiv, 2018

Впрочем, использование метода лучевых скоростей позволит снизить срок подтверждения существования спутника у EPIC248847494. По словам астрономов, для этого потребуется около трех лет наблюдений. В то же время и такой метод тоже не является универсальным: чем меньше масса планеты — тем сложнее ее обнаружить по периодическому доплеровскому сдвигу линий в спектре центрального светила.

По материалам: https://arxiv.org