Главная Статьи Жемчужины июньского неба (часть 2)

Жемчужины июньского неба (часть 2)

Михаил Лашко
Научный сотрудник Киевского университета им. Гринченко, председатель правления Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис»

Астрономия Наблюдения звездного неба

Вторая половина июня — время самых коротких и светлых ночей. Большинство объектов дальнего космоса в наших широтах в это время увидеть сложно, но некоторые достопримечательности июньского неба остаются доступными наблюдениям. Так, 16 июня после захода Солнца можно наблюдать молодую Луну вблизи Венеры — их будет разделять чуть больше чем 2°. Совсем рядом расположится рассеянное скопление M44 «Ясли».

18 июня ожидается максимум метеорного потока Июньских Лирид. Он был открыт в 1966 г. Тогда же установлена его связь с кометой Меллиша (1915 ІІ). Количество метеоров в час в наши дни не превышает пяти.

19 июня самый яркий астероид Веста (4 Vesta) окажется в противостоянии с Солнцем, при этом он приблизится к Земле почти на наименьшее возможное расстояние (1,18 астрономических единиц или 177 млн км) и станет настолько ярким, что его несложно будет заметить без каких бы то ни было астрономических инструментов. На протяжении месяца его звездная величина будет изменяться в пределах 5,3-5,8m.

Видимый путь астероида Веста на июньском небе. Источник: Sky&Telescope 6/2018

Веста — единственный астероид Главного пояса, который ясными ночами можно иногда видеть с Земли невооруженным глазом благодаря сравнительно светлой поверхности и большому среднему размеру, достигающему 575 км. Открыл е е29 марта 1807 г. Генрих Ольберс (Heinrich Olbers), он же предложил и название — в честь римской богини домашнего очага и семейной жизни, женского воплощения огня Весты. Это второй по размеру и массе объект между орбитами Марса и Юпитера (после карликовой планеты Цереры): он содержит почти 9% расчетной массы всего пояса астероидов. В 2011-2012 гг. на орбите вокруг Весты работал американский межпланетный аппарат Dawn.

20 июня Венера окажется на фоне рассеянного скопления M44.

21 июня в 13 часов 7 минут по киевскому времени произойдет летнее солнцестояние, которое считается началом астрономического лета.

22 июня около 22 часов будет наблюдаться соединение Луны с Юпитером, на небе расстояние между ними составит 4°.

Соединение Луны с Юпитером на июньском небе. Источник: Sky&Telescope 6/2018

26 июня Марс изменит свое прямое движение на попятное. В конце месяца планета будет восходить около полуночи. Также вырастет ее блеск — от -1,2m до -2m. Видимый диаметр марсианского диска в конце июня достигнет 20,8 угловых секунд.

27 июня состоится противостояние Сатурна. Он будет перемещаться попятным движением по созвездию Стрельца. Видимый экваториальный и полярный диаметры сатурнианского диска составят 18,3 и 16,3 угловых секунд. Планета будет доступна для наблюдений всю ночь, как всегда в эпохи ее противостояний, происходящих с двухнедельным «опозданием» относительно прошлогодней даты.

Каждая планета солнечной системы в чем-то уникальна, но Сатурн уникален по-своему — благодаря своим кольцам. Даже равнодушный к астрономии человек, хоть раз глянув в телескоп на Сатурн, будет впечатлен. 60-70-миллиметровый инструмент четко покажет небольшой окруженный кольцом диск без явных деталей. Если кольца пребывают в умеренном или максимальном раскрытии (как сейчас), в такой телескоп можно рассмотреть щель Кассини.

Чтобы увидеть облачные пояса планеты, рекомендуется иметь телескоп с диаметром объектива минимум 100 мм, для более-менее серьезных наблюдений лучше использовать апертуру до 200 мм и выше. В телескоп таких размеров (на данный момент это не редкость даже среди начинающих) можно заметить пояса, темные и светлые пятна на сатурнианской поверхности, проявляются удивительные детали строения колец. Поскольку в ближайшие годы Сатурн в наших широтах не будет подниматься высоко над горизонтом, стоит приобрести набор цветных фильтров для повышения контраста: например, темно-желтый и оранжевый фильтры можно использовать для выделения поясов и небольших малоконтрастных деталей в них. Зеленый заметно акцентирует полярные области, улучшая их детализацию, голубой — помогает при наблюдениях колец.

Вообще количество видимых деталей на диске Сатурна значительно меньше, чем на Юпитере. Обусловлено это двумя причинами: его большей удаленностью и особенностями сатурнианским атмосферы, где пары аммиака поднимаются из теплых недр и образуют плотный слой тумана, скрывающего тонкую структуру поясов и зон. Широкую известность Сатурн получил благодаря окружающим его кольцам, без которых ему грозило стать всего лишь бледной копией самой большой планеты.

Видимое положение Сатурна на июньском небе. Источник: Sky&Telescope 6/2018

Издавна наблюдатели выделяли три основных кольца: внешнее, среднее и внутреннее. Между кольцами Сатурна существует множество промежутков, самые известные из которых — Щель Кассини и Щель Энке (Комплекс Энке). Кольцо С («креповое кольцо») — внутреннее, темно-сероватого цвета, хорошо видно в телескопы с диаметром объектива более 80 мм в периоды большого раскрытия колец там, где они проходят перед сатурнианским диском. Кольцо B визуально можно поделить на две части, причем внешняя является самой яркой деталью планеты и ее кольцевой системы.

Щель Кассини в периоды максимального раскрытия колец легко заметна в 60-миллиметровый телескоп как темно-серая полоска. При хороших атмосферных условиях ее видно и при небольшом раскрытии — как дугообразные риски по обе стороны «ушек». Кольцо A — желтовато-белого цвета, чуть менее яркое, чем кольцо B. В телескоп с диаметром объектива 200 мм при спокойной атмосфере видно, что оно делится на внешнюю (слегка более яркую) и внутреннюю части. Иногда наблюдатели, располагающие 300-миллиметровыми инструментами, отмечают появление на внешнем крае кольца А «деления Килера».

Тень колец на Сатурне выглядит как тонкая темно-серая линия в том месте, где они пересекают диск планеты. В зависимости от наклона колец их тень располагается с северной или южной стороны от них.

Соединение Сатурна и Луны на небе в конце июня. Источник: Sky&Telescope 6/2018

На данный момент известно 56 спутников Сатурна, 8 из которых доступны для наблюдений в любительские телескопы. Самый яркий из них — Титан, его нетрудно увидеть даже в 50-миллиметровый бинокль. Также можно проследить изменение блеска Япета. Это объясняется тем, что, вращаясь, спутник поворачивается к нам разными сторонами, одна из которых покрыта инеем, лучше отражающим солнечный свет. Другая сторона «присыпана» слоем темных соединений с высоким содержанием углерода. Когда кольца Сатурна наклонены к наблюдателю под небольшим углом (±4°), можно наблюдать прохождения тени Титана по диску планеты. Для этого нужны телескопы с диаметром объектива 250-300 мм и стабильная атмосфера. Но такая конфигурация наступит только через 6 лет.

28 июня в 6:44 по Киеву состоится соединение Сатурна с Луной (на небе их будет разделять расстояние в 1,5°).

В полночь во второй половине июня кульминирует большое созвездия Змееносца, которое таит в себе немало интересных объектов. Всего в 1° на северо-восток от его звезды β (бета) находится рассеянное звездное скопление ІС 4665 (4,2m), доступное даже 50-миллиметровому биноклю. На темном небе его видно невооруженным глазом, а в небольшой телескоп можно насчитать до 30 звезд слабее 7-й величины.

Чуть южнее звезды 70 Змееносца можно отыскать планетарную туманность NGC 6752 (8m), также видимую в 50-миллиметровые инструменты. Ее диск становится заметным при 60-кратном увеличении, для более детальных наблюдений стоит воспользоваться специальным фильтром OIII, отсекающим паразитную засветку и выделяющим линии ионизированного кислорода, который содержится в подобных туманностях.

В 9° на северо-восток от звезды 66 Змееносца находится рассеянное скопление NGC 6633 (4,8m). В небольшой телескоп оно выглядит как продолговатое облачко из полусотни звезд.

Настоящим украшением созвездия являются его шаровые звездные скопления — M10, 12, 14, 107 и NGC 6366. Первое из них имеет блеск 6,6m. Его нужно искать, двигаясь от звезды σ (сигма) Змееносца до звезды ζ (дзета). Скопление находится почти посередине между ними. Оно считается одним из старейших в Млечном Пути: его возраст достигает почти 13 млрд лет. M10 можно увидеть даже в небольшой бинокль, а средний телескоп с диаметром от 100 мм покажет отдельные звезды на его периферии. По соседству с ним, в 3° на северо-запад, найдем еще одно скопление — M12 (6,8m). 100-миллиметровый телескоп на его окраинах покажет звезды до 11-й величины, а 250-миллиметровый разделит его на звезды полностью.

Рядом со звездой 47 Змееносца можно найти еще одно малоизвестное шаровое скопление M14 (7,6m), но для его наблюдений нужен телескоп с апертурой 80 мм и больше. Чтобы рассмотреть в нем отдельные звезды, необходим 300-миллиметровый инструмент. В 3° на юго-запад от звезды ζ отыщется еще одно шаровое скопление M107 (8,1m). Рассмотреть его детально еще сложнее, чем M14.

Ниже Северной Короны на небе виден равносторонний треугольник — «голова Змеи». Правее и несколько ниже звезды α Змеи, почти на границе с созвездием Девы, найдем шаровое скопление M5 (5,8m) — второе по яркости на северном небе (оно расположено в 2° севернее небесного экватора). Его можно заметить даже невооруженным глазом, 80-миллиметровый телескоп продемонстрирует его структуру, а 150-миллиметровый инструмент покажет во всей красе.

И наконец — изюминка созвездия — Летящая звезда Барнарда, которую тоже можно найти недалеко от 66 Змееносца. Ее быстрое движение, достигающее 10,3 угловых секунд в год, первым заметил американский астроном Эдвард Барнард (Edward Barnard) в 1916 г. За 200 лет звезда пройдет расстояние, немного большее видимого диаметра полной Луны. Она удалена от нас менее чем на 6 световых лет и каждую секунду приближается к нам на 106 км. Блеск звезды — 9,6m, поэтому найти ее можно лишь в телескоп, воспользовавшись детальной картой. В каталоге она значится под индексом HIP 87937.

Удачных вам странствий по июньскому небу!