Жемчужины майского неба (Часть 1)

Михаил Лашко
Научный сотрудник Киевского университета им. Гринченко, председатель правления Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис»

С приближением летнего солнцестояния ночи становятся короче и сумерки наступают все позже. Но и в это время на майском небе можно увидеть много всего интересного.

Уже 1 мая вечером вскоре после захода Солнца можно будет наблюдать Венеру в 6° севернее рассеянного звездного скопления Гиады. Вместе с другим ярким скоплением Плеяды (M45) планета образует треугольник.

Гиады являются ближайшим и самым ярким рассеянным звездным скоплением земного неба, причем основная доля яркости приходится на Альдебаран — оранжевый гигант, радиус которого в 53 раза превышает радиус Солнца. Но на самом деле он к Гиадам не принадлежит, а всего лишь проецируется на звездное скопление и расположен гораздо ближе (на расстоянии 65 световых лет), тогда как сами Гиады удалены от нас почти на 140 световых лет и продолжают удаляться. Через несколько тысяч лет это скопление станет недоступным для невооруженного глаза.

Собственно говоря, примерно 300 тыс. лет назад Альдебаран тоже находился гораздо ближе к Солнечной системе и был самой яркой звездой нашего неба.

4 мая около 23 часов по киевскому летнему времени можно будет наблюдать соединение Сатурна с Луной. Планета расположится чуть более чем в градусе к западу от нашего спутника. Вместе они образуют почти равносторонний треугольник со звездой λ Стрельца.

5 мая перед рассветом можно попытаться увидеть максимум метеорного потока η Акварид. Этот поток образован из частиц пыли, выброшенных кометой Галлея (1P/Halley). Официально его открыли 170 лет назад, однако древние записи свидетельствуют, что китайские и японские астрономы наблюдали его еще в 401 г. н.э. Среднее количество метеоров в час может достигать 20.

Источник: Sky&Telescope 5/2018

8-9 мая самая большая планета Солнечной системы Юпитер будет находиться в противостоянии. В это время экваториальный диаметр его диска окажется близким к максимальному и достигнет почти 45 угловых секунд. Это благоприятный период для его наблюдений. Четыре галилеевых спутника — Ио, Европу, Ганимед и Каллисто — можно будет увидеть даже в небольшой бинокль, а телескоп средних размеров (с диаметром объектива 100-150 мм) позволит разглядеть детали юпитерианской поверхности и Большое Красное Пятно — огромный вихрь в атмосфере планеты, который астрономы наблюдают уже более трех столетий!

Источник: in-the-sky.org

Днем ранее пройдет конфигурацию оппозиции один из крупнейших астероидов главного пояса Эвномия (15 Eunomia), средний диаметр которого оценивается в 260 км. К сожалению, на широте Киева в мае он не будет подниматься более чем на 10° над горизонтом (его путь среди звезд пролегает по южному созвездию Центавра); жители юга Украины будут иметь определенное преимущество во время его наблюдений.

В части неба, видимой весной около полуночи, наиболее интересными являются созвездия Волос Вероники, Девы и Льва, богатые галактиками, поскольку они находятся вблизи Северного галактического полюса, в направлении которого пространство более «прозрачно» для наблюдений объектов, лежащих за пределами Млечного Пути. Большинство самых ярких галактик расположены именно в этой части неба.

Украшением созвездия Девы является спиральная галактика M104 «Сомбреро», имеющая блеск 9,2m. Она находится на границе созвездия Ворона и повернута к нам почти ребром. Расстояние до нее составляет 67 млн световых лет. Кроме M104, с помощью представленной ниже карты можно разыскать и другие яркие галактики — M87, 89, 58, 59 и 60.

В созвездии Волос Вероники можно найти еще четыре ярких галактики. Самую яркую из них — M64 «Чорный глаз», имеющую блеск 9,6m — несложно отыскать, двигаясь от Арктура (α Волопаса) к звезде Денебола (β Льва). Тут же неподалеку видно рассеянное скопление M53. Также при наличии поисковой карты можно попробовать отыскать другие, более слабые галактики: M100 (10,1m), M85 (10,2m) и M88 (10,3m).

Созвездие Льва также богато галактиками. Несколько ниже звезды Альтерф (λ Льва) можно найти одну из самых ярких звездных систем этого созвездия — NGC 2903 с блеском 8,9m. Ее легко разглядеть даже в 60-миллиметровый телескоп.

В 10° к востоку от Регула (α Льва) мы увидим звезду 53 Льва, у которой можно найти еще три яркие галактики — M95 (9,7m), M96 (9,0m) и M105 (9,5m).

В 7,5° к востоку от упомянутой группы галактик можно найти еще две: M65 (9,3m) и M66 (8,9m). В 1773 г. между ними прошла яркая комета, но Шарль Мессье их не заметил — открыты они были только через 7 лет.

Наконец, напомним, что для наблюдений упомянутых объектов вам понадобится телескоп с диаметром объектива не менее 100 мм. Удачных вам путешествий по звездному небу!