Hubble сфотографировал два двойных квазара в ранней Вселенной

Используя космический телескоп Hubble, астрономы обнаружили два двойных квазара, существовавших в те времена, когда возраст Вселенной составлял всего 3,5 млрд лет. Они расположены на столь небольшом расстоянии друг от друга, что при наблюдениях наземных обсерваторий воспринимались как единое целое.

Двойной квазар в представлении художника. Источник: NASA, ESA, and J. Olmsted (STScI)

Квазары являются одними из самых ярких объектов во Вселенной. Они представляют собой ядра наиболее активных галактик, в центрах которых расположены сверхмассивные черные дыры, окруженные мощными газово-пылевыми аккреционными дисками. В процессе поглощения вещества дисков черными дырами происходит выделение огромного количества энергии практически во всех диапазонах электромагнитного спектра. Самые мощные квазары испускают в сотни и тысячи раз больше света, чем весь Млечный Путь.

По оценкам астрономов, на каждую тысячу квазаров в ранней Вселенной приходился всего один двойной. Так что найти подобную пару чрезвычайно сложно. Тем не менее, телескоп Hubble сумел справиться с этой задачей. Помогли ему в этом обсерватория Gaia и наземные телескопы.

Cфотографированные орбитальным телескопом пары квазаров находятся на расстоянии всего в 10 тыс. световых лет друг от друга. Для сравнения: расстояние между Солнцем и центром Млечного Пути составляет 26 тыс. лет. Это говорит о том, что найденные объекты расположены в ядрах сливающихся галактик.

Двойные квазары J0749+2255 и J0841+4825 (фото Hubble). Источник: NASA, ESA, H. Hwang and N. Zakamska (Johns Hopkins University), and Y. Shen (University of Illinois, Urbana-Champaign)

С другой стороны, исследователи все же допускают, что на самом деле перед нами одиночные квазары, изображение которых дублировано вследствие эффекта гравитационного линзирования. Но, по словам астрономов, подобный сценарий маловероятен. В ходе дальнейших поисков им не удалось найти никаких объектов переднего плана, гравитация которых могла бы исказить изображение фоновых источников.