Вспоминая Фебу

Представленный коллаж составлен из снимков, сделанных аппаратом Cassini 15 лет тому назад. На них запечатлен один из самых необычных спутников Сатурна — Феба.

Коллаж с изображением спутника Феба. Источник: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Поперечник Фебы составляет 220 км. По этому показателю она находится на девятом месте в списке крупнейших спутников «окольцованной планеты», вокруг которой она обращается по очень удаленной ретроградной орбите, проходящей на расстоянии почти 13 млн км от Сатурна. На один оборот вокруг газового гиганта ей требуется 550 дней. Для сравнения: средний радиус орбиты Энцелада равен 240 тыс. км, крупнейшего сатурнианского спутника Титана — 1,2 млн км.

Ввиду столь значительного удаления от Сатурна у Cassini был лишь один шанс изучить Фебу. Траектория зонда была проложена таким образом, чтобы при подлете к планете он прошел рядом со спутником. Этот исторический визит состоялся 11 июня 2004 г.

Пролет преподнес ученым несколько сюрпризов. Из-за необычных характеристик Фебы астрономы давно подозревали, что в далеком прошлом она была захвачена гравитацией Сатурна. Поскольку альбедо (отражательная способность поверхности) этого тела составляет всего 6%, считалось, что оно происходит из Главного пояса астероидов. Но фотографии Cassini продемонстрировали, что на дне кратеров Фебы находятся залежи водяного льда. Также аппарат обнаружил следы замороженного углекислого газа.

Поэтому астрономам пришлось пересмотреть модели формирования спутника. Сейчас считается, что, подобно Тритону, Феба изначально обитала в Поясе Койпера и имела форму, близкую к сферической, но миллиарды лет космической бомбардировки заметно изменили ее облик. Частицы вещества, выбитого с поверхности этой луны ударами микрометеоритов, сформировали очень тусклое дополнительное кольцо вокруг Сатурна. Его лучше всего видно в инфракрасном диапазоне спектра.

По материалам: https://solarsystem.nasa.gov