Предложен альтернативный механизм исчезновения марсианской воды

В далеком прошлом Марс обладал обширной гидросферой. На это указывают многочисленные детали рельефа, которые можно встретить по всей поверхности Красной планеты. Но в последующие миллиарды лет она лишилась большей части воды, от которой остались лишь подповерхностные залежи водяного льда, в основном сосредоточенные в районе полюсов.

Древний Марс в представлении художника. Источник: NASA/GSFC

До недавнего времени считалось, что марсианская вода улетучилась в космос вместе с большей частью атмосферы планеты. Однако в недавнем выпуске журнала Science были опубликованы результаты нового исследования, поставившего под сомнение эту точку зрения. Его авторы считают, что на самом деле большая часть воды никогда не покидала Марс и сейчас находится в связанном состоянии в минералах, залегающих на некоторой глубине под его поверхностью.

По словам ученых, они пришли к такому выводу на основании данных, собранных межпланетными миссиям, а также результатов анализа марсианских метеоритов. В то время как Красная планета действительно теряет воду из-за ее улетучивания, скорость этого процесса недостаточна, чтобы полностью объяснить ее исчезновение. Поэтому планетологи предложили альтернативный сценарий. Согласно ему, часть воды действительно была потеряна вместе с атмосферой, но часть оказалась навеки «запечатана» в марсианских породах в ходе химического процесса под названием гидратация.

Марс в прошлом и в настоящем. Источник: Jon Wade and James Moore

Разработанная исследователями модель говорит, что основная часть воды (от 40% до 95%) была потеряна в период между 4,1 и 3,7 млрд лет назад. При этом от 30% до 99% от всего ее первоначального количества оказалась связана в минералах. То, что осталось — улетучилось в космос, или же сейчас находится в виде залежей водяного льда.