Hubble сфотографировал гравитационную линзу

В центре представленного снимка, сделанного космическим телескопом Hubble, можно увидеть интересный оптический эффект, предсказанный еще Общей теорией относительности. Речь идет о гравитационном линзировании. Этот феномен возникает, когда какой-то массивный объект находится на линии, соединяющей наблюдателя и более далекий фоновый источник излучения. В результате гравитация этого объекта может сконцентрировать свет от далекого источника и усилить его, фактически выступая в качестве линзы.

Снимок телескопа Hubble, демонстрирующий гравитационную линзу. Источник: ESA/Hubble & NASA, S. Allam et al.

В данном случае в качестве гравитационной линзы выступило массивное галактическое скопление. Его гравитация не просто усилила свет от более далеких галактик, но и искривила его, заставив двигаться к нам разными путями. Это привело к тому, что их изображения превратились в вытянутые искривленные полосы. В качестве примера можно привести галактику LRG-3-817, видимую слева от центра снимка. Для нас она выглядит как дуга, хотя в реальности она, конечно, имеет вполне традиционный вид.

Астрономы давно научились использовать гравитационные линзы в качестве «природных телескопов». Этот феномен предоставил нам уникальную возможность изучать настолько тусклые объекты, что их пока не способны рассмотреть даже самые мощные земные обсерватории. Именно благодаря гравитационному линзированию удалось увидеть самые первые галактики, существовавшие всего через 400 млн лет после Большого Взрыва.

По материалам  https://spacetelescope.org