3 млрд лет назад Млечный Путь поглотил карликовую галактику

В 2005 году астрономы открыли в Млечном Пути группу светил, обращающихся вокруг галактического центра. Оно получило название «звездный поток Девы». Как правило, подобные структуры образуются в результате разрушения, захваченных гравитацией нашей системы, карликовых галактик или шаровых скоплений. Однако у звездного потока Девы вскоре обнаружилась интересная особенность. Оказалось, что входящие в его состав объекты движутся в разных направлениях: некоторые из них приближаются к нам, в то время как другие удаляются.

Зонтикообразные структуры, найденные в звездном потоке Девы. Источник: Rensselaer Polytechnic Institute

Открытие весьма озадачило ученых, поскольку звезды в таких формациях обычно движутся согласовано. Чтобы разгадать тайну потока Девы, астрономы обратились к данным обзоров Sloan Digital Sky Survey, Gaia и LAMOST. В результате им удалось идентифицировать несколько характерных «зонтикообразных» структур. Компьютерное моделирование показало, что они должны были образоваться в результате бокового столкновения, которое привело к тому, что отдельные группы звезд были выброшены из карликовой галактики и начали в буквальном смысле «подпрыгивать», проходя вверх и вниз через плоскость Млечного Пути.

Также исследователям удалось определить время столкновения двух галактик. Согласно расчетам, это событие произошло 2,7 млрд лет назад. Помимо звездного потока Девы, оно также могло породить спиралеобразную структуру в диске Млечного Пути, а также вызвать вспышку звездообразования в его ядре.