ALMA получил изображение будущей звездной системы

Международная команда астрономов воспользовалась антенной решеткой ALMA для изучения протозвезды IRS 63. Она находится на расстоянии 470 световых лет от Солнца внутри расположенного в созвездии Змееносца межзвездного облака L1709 и до сих пор окутана газопылевым «коконом».

Благодаря возможностям ALMA ученым удалось пробиться сквозь окружающие протозвезду облака пыли и собрать ценные сведения о системе. В частности, оказалось, что возраст IRS 63 составляет всего 500 тыс. лет. Таким образом это одна из самых молодых протозвезд, исследованных астрономами. Будущее светило все еще находится в процессе активного наращивания массы.

Но наиболее ценным результатом стало получение изображений диска, окружающего протозвезду. Они демонстрируют, что эта структура сопоставима по размерам с Солнечной системой и состоит из нескольких пылевых колец, разделенных промежутками. В их расположении прослеживается определенное сходство с нашей родной звездной системой. Одно из колец находится на расстоянии 20 а.е. от протозвезды, что сопоставимо с радиусом орбиты Урана. Масса содержащейся в нем пыли оценивается в 0,5 юпитерианских, а этого более чем достаточно для формирования зародыша твердого ядра будущей планеты.

Конечно, астрономам уже удавалось фотографировать пылевые кольца в окрестностях протозвезд. Однако все они находились в более «зрелых» системах, где будущее светило уже завершило набор массы. В случае же с IRS 63 этот процесс еще продолжается. Раньше считалось, что вначале звезды вырастают до финального размера и лишь потом вокруг них формируются планеты. Но снимки ALMA говорят о том, что оба этих процесса могут разворачиваться параллельно.