Главная Новости ALMA получил изображение будущей звездной системы

ALMA получил изображение будущей звездной системы

Астрономия

Международная команда астрономов воспользовалась антенной решеткой ALMA для изучения протозвезды IRS 63. Она находится на расстоянии 470 световых лет от Солнца внутри расположенного в созвездии Змееносца межзвездного облака L1709 и до сих пор окутана газово-пылевым «коконом».

Благодаря возможностям ALMA ученым удалось пробиться сквозь окружающие протозвезду облака пыли и собрать ценные сведения о системе. В частности, оказалось, что возраст IRS 63 составляет всего 500 тыс. лет. Таким образом, это одна из самых молодых протозвезд, исследованных астрономами. Будущее светило все еще находится в процессе активного наращивания массы.

Но наиболее ценным результатом стало получение изображений диска, окружающего протозвезду. Они демонстрируют, что эта структура сопоставима по размерам с Солнечной системой и состоит из нескольких пылевых колец, разделенных промежутками. В их расположении прослеживается определенное сходство с нашей родной звездной системой. Одно из колец находится на расстоянии 20 а.е. от протозвезды, что сопоставимо с радиусом орбиты Урана. Масса содержащейся в нем пыли оценивается в 0,5 юпитерианских, а этого более чем достаточно для формирования зародыша твердого ядра будущей планеты.

Конечно, астрономам уже удавалось фотографировать пылевые кольца в окрестностях протозвезд. Однако все они находились в более «зрелых» системах, где будущее светило уже завершило набор массы. В случае же с IRS 63 этот процесс еще продолжается. Раньше считалось, что вначале звезды вырастают до финального размера и лишь потом вокруг них формируются планеты. Но снимки ALMA говорят о том, что оба этих процесса могут разворачиваться параллельно.