Астрономы определили радиус типичной нейтронной звезды

Новости астрономии, астрофизики и космологии

17 августа 2017 г. детекторы обсерватории LIGO зарегистрировали гравитационно-волновой всплеск, получивший обозначение GW170817. Его источник располагался в галактике NGC 4993, удаленной от нас на 130 млн световых лет. Последующий анализ показал, что причиной всплеска было слияние двух нейтронных звезд. Событие привело к мощному выбросу энергии. Что касается образовавшегося в результате него объекта, то он, по всей видимости, коллапсировал в черную дыру.

Вспышка, вызванная слиянием сверхновых в галактике NGC 4993. Источник: NASA and ESA. Acknowledgment: A.J. Levan (U. Warwick), N.R. Tanvir (U. Leicester), and A. Fruchter and O. Fox (STScI)

Благодаря относительной близости GW170817 к Млечному Пути и практически одновременному его наблюдению несколькими обсерваториями астрономы собрали множество ценных данных, позволивших закрыть ряд пробелов в наших знаниях о нейтронных звездах. Группа исследователей из Института гравитационной физики Общества Макса Планка воспользовалась этой информацией, чтобы уточнить размеры и массы подобных объектов.

Вначале ученые создали ряд компьютерных моделей, описывающих нейтронные звезды и их возможные физические характеристики. Отсеяв те, которые не согласуются с полученными LIGO данными, они пришли к следующему выводу: типичная нейтронная звезда имеет массу, в 1,4 раза превышающую солнечную. Она сосредоточена в очень небольшой области пространства — по оценкам ученых, радиус такого объекта лежит в диапазоне от 10,4 до 11,9 км.

Сравнение нейтронной звезды с размерами среднего немецкого города. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center

Стоит отметить, что наблюдения GW170817 также позволили астрономам уточнить значение т.н. предела Оппенгеймера-Волкова — верхнего предела массы нейтронной звезды, при которой она еще не коллапсирует в черную дыру. По последним данным, его значение составляет 2,17 массы Солнца.