Главная Новости Опубликована карта залежей водяного льда на Марсе

Опубликована карта залежей водяного льда на Марсе

Астрономия

Сразу после своего формирования Красная планета обладала полноценной гидросферой. На ее поверхности имелись постоянные водоемы, текли реки и шли дожди. Но за последующие миллиарды лет климат Марса существенно изменился, и он превратился в знакомую нам холодную пустыню.

Марс. Белые линии отмечают границы региона Arcadia Planitia. NASA/JPL-Caltech

Однако часть воды на соседней планете все же сохранилась. Сейчас она существует в виде отложений водяного льда, расположенных под марсианской поверхностью. Эти залежи могли бы оказать неоценимую поддержку будущим пилотируемым экспедициям. Изо льда можно получить воду, кислород и компоненты ракетного топлива.

Основной вопрос заключается в удобстве добычи. Место посадки пилотируемой экспедиции должно сочетать два фактора: с одной стороны, необходимо, чтобы лед в этом месте должен залегал на относительно небольшой глубине (тогда его добыча льда не будет представлять особых проблем). С другой стороны, оно должно располагаться в умеренных широтах, где больше солнечного света и теплее, чем на полюсах.

Группа ученых из Лаборатории реактивного движения (JPL NASA) попыталась помочь в решении этой задачи. Они опубликовали карту распределения водяного льда на Марсе, составленную по данным миссий MRO и Mars Odyssey. Цвета соответствуют глубине залегания: оттенки синего — участкам с наименьшей глубиной, красного — с наибольшей, черный — участкам, покрытым толстым слоем мелкой пыли, где космическим аппаратам не удалось найти следов подповерхностных ледников.

Карта залежей водяного льда на Марсе. Источник: NASA/JPL-Caltech/ASU

Изучив карту, исследователи пришли к выводу, что наиболее перспективное место для высадки пилотируемой экспедиции находится в северном полушарии Марса в регионе под названием «Равнина Аркадии» (Arcadia Planitia). Он обладает плоским рельефом и расположен примерно посередине между полюсом и экватором. Интересно, что именно здесь также находятся некоторые из участков, рассматриваемых компаний SpaceX в качестве возможного места посадки корабля Starship.