Астрономы обнаружили аналог пояса Койпера у другой звезды

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Система HD 141569 расположена на расстоянии 320 световых лет от Солнца в созвездии Весов. Она состоит из трех основных компонентов — горячей белой звезды спектрального класса A и двух красных карликов.

Основной компонент системы (HD 141569А) привлекает внимание астрономов благодаря своему возрасту. Он сформировался около 5 млн лет назад и все еще окружен остатками вещества из протопланетного диска. Выполненные в конце 1990-х наблюдения телескопа Hubble показали, что это вещество образует два кольца, находящиеся на расстоянии соответственно 220 и 360 а.е. от светила. Результаты моделирования говорят о том, что в промежутке между ними пролегает орбита какого-то массивного объекта — скорее всего, планеты-гиганта или же коричневого карлика.

Однако недавно выяснилось, что HD 141569А должна быть окружена бóльшим количеством колец, чем считалось ранее. В ходе поляриметрических наблюдений, выполненных в нынешнем году при помощи инструмента Gemini Planet Imager на длине волны 1,65 мкм (ближний инфракрасный диапазон), астрономы обнаружили третью кольцеобразную структуру, расположенную в промежутке между 44 и 100 а.е. от звезды. По своим характеристикам она представляет собой переходную стадию между материалом протопланетного диска и обычным скоплением обломков. Исследователи сравнивают ее с поясом Койпера — семейством ледяных тел, обращающихся вокруг Солнца непосредственно за орбитой Нептуна. По сути, это остатки вещества, не использованного при формировании более крупных объектов Солнечной системы.

Последующий анализ показал, что во вновь открытом поясе вокруг HD 141569А имеется деталь, напоминающая спиральный рукав. Ее расположение, а также собранные радиотелескопом ALMA данные указывают на то, что во внутренней части системы существует еще одна кольцеобразная структура, расположенная на расстоянии 5-15 а.е. от центрального светила. Таким образом, в общей сложности эта звезда окружена как минимум четырьмя поясами, состоящими из пыли и обломков.

По материалам: https://www.sciencealert.com