Астронавт ESA попрактиковался в управлении ровером с борта МКС

Космические технологии

25 ноября Европейское космическое агентство провело любопытный эксперимент. Находящийся на МКС астронавт Лука Пармитано (Luca Parmitano) потренировался в управлении находящимся на Земле четырехколесным ровером Analog-1.

Цель эксперимента заключалась в проверке возможности дистанционного управления луноходом с борта космической станции. Испытания проводились в закрытом помещении, в котором для имитации лунной поверхности были рассыпаны валуны и имитатор реголита. В ходе теста Пармитано успешно провел аппарат по намеченному маршруту, а также собрал образцы.

Астронавт ESA управлял ровером при помощи джойстика, используя данные с двух видеокамер на борту аппарата. Специальный интерфейс позволял ему ощущать, когда машина касалась грунта и поднимала камни. При взятии образцов Пармитано консультировался с геологами. Для большей реалистичности передача команд осуществлялась через спутники на геостационарной орбите, что позволило добиться задержки сигнала в 0,8 секунд.

Как известно, в свое время советские «Луноходы» управлялись операторами с Земли. По мнению специалистов ESA, экипаж проектируемой окололунной станции Gateway при необходимости смог бы взять на себя схожие функции. Благодаря ее расположению сигнал с нее доберется до лунной поверхности быстрее, чем с нашей планеты. Это позволило бы значительно увеличить точность и эффективность дистанционных операций.

По материалам: https://www.esa.int