Опубликована карта «обратной» стороны Плутона

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Четыре года назад аппарат New Horizons совершил исторический пролет Плутона (134340 Pluto). Переданные им снимки показали удивительный мир, во многом не похожий на то, что ожидали увидеть астрономы.

Равнина Спутника на Плутоне. Источник: NASA / Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory / Southwest Research Institute

К сожалению, New Horizons смог получить детальные изображения лишь одного полушария карликовой планеты. Дело в том, что фаза максимального сближения, во время которой им был собран основной массив данных, длилась всего несколько часов. В то же время сутки на Плутоне длятся 6,4 дня. Поэтому у земного посланца была возможность сделать подробные снимки полушария, освещенного на момент пролета. Что касается «обратной стороны», то она фотографировалось автоматическим разведчиком на стадии подлета с дистанции нескольких миллионов километров. Эти изображения имеют на несколько порядков меньшее разрешение, чем снимки, сделанные с минимальной дистанции.

Несмотря на это обстоятельство, ученые придумали способ, как увидеть «обратное» полушарие Плутона. Для этого они выбрали лучшие из имеющихся снимков New Horizons и обработали их при помощи нового алгоритма. В результате им удалось получить мозаику, качество которой в сотню раз превосходит снимки телескопа Hubble. Она легла в основу карты, опубликованной в недавнем выпуске журнала Icarus.

По словам исследователей, «обратное» полушарие одновременно и похоже, и не похоже на то, которым карликовая планета была обращена к зонду New Horizons во время пролета. С одной стороны, на нем также имеются обширные области, покрытые характерными зазубренными структурами. Их высота достигает 300 м. По мнению ученых, они образуются в ходе вымерзания метана из атмосферы Плутона.

С другой стороны, на «обратной» стороне Плутона нет ничего похожего на Равнину Спутника — обширную область в форме сердца, покрытую азотным льдом. В то же время в противоположной от нее точке карликовой планеты имеется характерный темный регион, состоящий из ряда пересекающихся линий. Возможно, это горные цепи или разломы. Согласно превалирующему мнению, Равнина Спутника образовалась в результате столкновения Плутона с крупным объектом Пояса Койпера. Разломы в антиподальной точке могут являться «отголоском» этого события.

Кратер Симонелли. Источник: NASA/New Horizons/S. A. Stern et al., 2019

Карта обратной стороны Плутона подтверждает, что карликовая планета опоясана характерной темной полосой, прерывающейся лишь в районе Равнины Спутника. Скорее всего, эта полоса состоит из углеводородных частиц, которые осели из атмосферы и не могут вмерзнуть в лед из-за нагрева Солнцем. Снимки New Horizons также позволили идентифицировать крупную 250-километровую ударную структуру, получившую название «кратер Симонелли». Высокое альбедо этой формации говорит о том, что ее дно покрыто льдом.

По материалам: https://www.spaceflightinsider.com