Глиняные таблички рассказали о солнечных бурях далекого прошлого

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Уже в древние времена люди начали изучать небо и записывать результаты своих наблюдений. Эти записи представляют значительный научный интерес. Исследуя их, историки находят упоминания о визитах комет, вспышках сверхновых, падениях метеоритов и других редких астрономических событиях.

Команда японских ученых обратила внимание на три глиняные таблички, датированные примерно VII веком до н.э. Они были составлены в Вавилоне и Ниневии. Древняя клинопись поведала о неком необычном природном явлении. Одна из табличек упоминает о «красном облаке», другая — о «ставшем красным небе».

По мнению ученых, древним наблюдателям довелось увидеть полярное сияние — свечение верхних слоев атмосферы, вызванное взаимодействием магнитного поля Земли и заряженных частиц солнечного ветра. Как правило, подобные явления не могут наблюдаться в южных широтах, где располагались Ниневия и Вавилон. Это значит, что в те времена на Солнце происходили очень мощные вспышки. Определенную роль могло сыграть и то, что в VII до н.э. магнитный полюс Земли был ближе к Вавилону, чем сейчас.

Чтобы подтвердить свое предположение, японские исследователи изучили срезы годичных колец деревьев той эпохи. Им удалось обнаружить повышенную концентрацию радиоактивного изотопа углерода с атомной массой 14, являющегося маркером усиления солнечной активности. В ходе дальнейшего анализа образцов ученые смогли установить примерное время солнечного шторма. По их оценкам, он произошел в период между 679 и 655 годами до н.э.