Curiosity снова обнаружил метановый всплеск на Марсе

Космические технологии Новости астрономии, астрофизики и космологии

На прошлой неделе марсоход Curiosity передал на Землю очень любопытные данные. Установленный на его борту инструмент SAM (Sample Analysis at Mars) зарегистрировал наибольшую концентрацию метана в марсианской атмосфере за все время миссии. Она составила 21 ppbv (частей на миллиард).

Снимок, сделанный навигационной камерой Curiosity 18 июня 2019 г. Источник: NASA/JPL-Caltech

Вопрос о природе марсианского метана уже давно не дает покоя ученым. Этот газ считается одним из потенциальных биомаркеров. Дело в том, что он достаточно быстро распадается в атмосфере под действием ультрафиолетового излучения Солнца. Поэтому метан должен пополняться из какого-то источника — например, вулканического или же биологического.

Впервые следы метана в марсианской атмосфере были найдены аппаратом Mars Express в 2004 г. Позже его несколько раз регистрировали в ходе наземных наблюдений. В 2013 г. Curiosity подтвердил эти данные, обнаружив всплеск концентрации метана в районе кратера Гейл. Ученые даже определили примерный район, откуда мог поступить газ.

Но, к сожалению, не все так просто. В 2018 г. аппарат TGO приступил к поискам марсианского метана. Он оснащен намного более чувствительными детекторами, нежели другие орбитальные зонды и марсоход Curiosity. Результаты его исследований оказались неутешительными: максимальная измеренная им концентрация газа оказалась на порядки меньше фоновых значений, зарегистрированных мобильной лабораторией на поверхности. Все это подняло, казалось бы, уже закрытый вопрос о том, действительно ли на Марсе есть метан, или же все дело в погрешности измерений и неверной интерпретации данных.

Находка Curiosity должна серьезно оживить эту дискуссию. Пока что сотрудники миссии анализируют присылаемые ровером данные. В ближайшее время они намереваются провести эксперимент, чтобы получить больше информации о характере выброса. Также к наблюдениям собираются подключить TGO. Ученые надеются, что совместная работа двух аппаратов поможет объяснить существующую разницу в результатах их наблюдений.