Звездообразование в молекулярных облаках может происходить быстрее

Звезды могут формироваться гораздо быстрее, чем ожидалось. Такой вывод можно сделать из результатов исследования, проведенного с помощью китайского радиотелескопа FAST (Five-hundred-meter Aperture Spherical Telescope) с полукилометровым главным рефлектором, который на данный момент является крупнейшим полноапертурным астрономическим инструментом планеты.

Центральная часть молекулярного облака Lynds 1544. Изображение получено европейским инфракрасным телескопом Herschel

После того как в 2020 году разрушился 305-метровый рефлектор Аресибо (Пуэрто-Рико), астрономы потеряли очень мощный инструмент для изучения Вселенной. К счастью, вскоре на смену ему пришел радиотелескоп FAST. Китайские специалисты, занимающиеся его обслуживанием и управлением, приняли решение предоставить определенное количество наблюдаемого времени ученым из других стран. В одном из первых номеров журнала Nature появилось сообщение о важном открытии, сделанное с помощью нового инструмента.

Китайские астрономы использовали FAST для того, чтобы измерить магнитное поле внутри межзвездного молекулярного облака под названием Lynds 1544. Оно расположено в созвездии Тельца на расстоянии примерно 450 световых лет от Солнечной системы. Предыдущие исследования затрагивали только наиболее плотную часть облака, где находится протозвезда, находящаяся на стадии формирования (именно ее в свое время изучал радиотелескоп Аресибо). Теперь появилась возможность изучить более тонкие участки облака ближе к его краям и получить информацию, которая раньше отсутствовала.

Измерения показали, что магнитное поле в этих областях оказалось в 13 раз слабее, чем предсказывают теоретические модели. Следовательно, оно недостаточно сильное, чтобы удержать вещество, которое сжимается под действием собственной гравитации, а значит, термоядерный синтез вспыхнет внутри уплотняющегося шара горячего газа гораздо быстрее, чем ожидалось ранее. Именно после начала термоядерных реакций протозвезды становятся полноценными светилами — такими, как наше Солнце.

«Если бы стандартная теория была верна, магнитное поле должно быть намного сильнее, чтобы противостоять 100-кратному увеличению плотности облака. Этого не наблюдается», — прокомментировал исследования их руководитель Ди Ли, главный научный сотрудник FAST.

Китайский полукилометровый радиотелескоп FAST

Открытие может вынудить ученых пересмотреть теорию образования звезд. Но сначала следует дождаться результатов исследований других подобных молекулярных облаков. «Если будет доказано, что нечто подобное происходит в других газовых облаках, это станет революцией в наших представлениях о звездообразовании, — сказала в интервью журналу Science Паола Казелли из Института внеземной физики Макса Планка (непосредственно не принимавшая участие в исследовании). — В документе говорится, что гравитация является основной движущей силой процессов в облаке. Это очень серьезное утверждение».

Радиотелескоп FAST расположен внутри природного кратера в провинции Гуйчжоу на юго-западе Китая. Его гигантская тарелка состоит из 4,5 тыс. треугольных панелей, каждой из которых можно управлять, чтобы позволить телескопу фокусироваться на разных объектах. Свой «первый свет» он увидел в 2016 году.