Затмение Бетельгейзе: астероид заблокирует свет звезды 12 декабря

На этой неделе астрономы будут наблюдать редкое явление: астероид закроет десятую по яркости звезду на ночном небе — красный сверхгигант Бетельгейзе в созвездии Ориона.

Бетельгейзе
На этом изображении, полученном с помощью космического телескопа Hubble 10 августа 2020 года, видна звезда Бетельгейзе — одна из самых больших и ярких на ночном небе. Астероид пролетит перед ней 12 декабря 2023 года. Фото: NASA

В ночь с 11 на 12 декабря астероид Леона (319 Leona) пройдет перед звездой с точки зрения наземных наблюдателей. Это событие продлится всего 12 секунд. Оно предоставит астрономам уникальную возможность создать детальную карту поверхности гигантской звезды, которая недавно привлекла внимание своим неожиданным изменением яркости.

Моделирование оккультации Бетельгейзе астероидом Леона

Блокировка астероидом света одной из самых ярких звезд на ночном небе является чрезвычайным событием. Небольшой 68-километровый объект может вызвать кольцеобразное затмение Бетельгейзе. Но это можно будет увидеть только в телескопы. Астрономы надеются, что затмение позволит составить карту поверхности Бетельгейзе и узнать больше о ее обширных конвективных зонах, влияющих на яркость звезды.

Бетельгейзе
Прогнозируемый путь «тени» астероида. Только наблюдатели в этой полосе увидят, как 12 декабря на 12-15 секунд Бетельгейзе потемнеет. Иллюстрация: OccultWatcher

Покрытие будет кратковременным и видимым лишь из узкой полосы, которая простирается от Азии до южной Европы, южных штатов США и восточной Мексики. Те, кому не посчастливится оказаться на пути «звездного затмения», смогут наблюдать его онлайн. Организаторы проекта Virtual Telescope в Италии организуют прямую трансляцию события. Начало трансляции — в 03:00 по киевскому времени 12 декабря.

Согласно данным Sky & Telescope, затмение произойдет примерно в 03:17 по киевскому времени. Но точный момент может корректироваться, поскольку орбита астероида еще уточняется.

Это текущая модель формы астероида Леона, полученная на основе наблюдений, а также кривая блеска, показывающая его яркость с течением времени
Текущая модель формы астероида Леона, полученная на основе кривой блеска, показывающей изменения его яркости с течением времени. Иллюстрация: skyandtelescope.org

Для поиска Бетельгейзе в Северном полушарии в декабре следует посмотреть на восток примерно через два часа после захода Солнца. Там можно увидеть три звезды пояса Ориона — Альнитак, Альнилам и Минтака. Бетельгейзе будет слева от них (левое «плечо» созвездия).

Созвездие Ориона
Созвездие Ориона на декабрьском небе. Фото: Flickr

«Это затмение будет полезным не только для изучения Бетельгейзе, но и для уточнения формы астероида Леона», — объясняет директор проекта Virtual Telescope астрофизик Джанлука Маси.

Ранее мы рассказывали о том, взорвется ли Бетельгейзе в ближайшие несколько десятилетий.

По материалам  livescience.com