Яркая комета и лунное затмение. Не упустите астрономические события сентября

Сентябрь – месяц астрономических контрастов. С одной стороны, мы прощаемся с летним небом и яркими звездами. С другой – встречаем новые космические явления, обещающие незабываемые наблюдения и фотографии. Рассмотрим, что ждет нас в сентябре 2024 года.

Прощание с летом или что исчезнет с ночного неба

Отъехав от Запорожья в село Бабурки и минуя бетонный завод, попадаем в спокойную атмосферу пшеничных полей. В 1,5 километре от жилых домов небо открывается во всей своей красоте, демонстрируя нам Млечный Путь.
Источник: Олександр Поздняков

Постепенно мы теряем великолепную видимость Галактического центра Млечного Пути. Его роскошное сияние все больше скрывается за горизонтом, а уже в ноябре мы полностью прощаемся с ним до следующего года.

Что появится на небе?

• Звездные тропы: Они создают исключительные фото. Не забудьте установить камеру или смартфон на штатив и произвести длительную экспозицию.
  • Зодиакальный свет: Это слабое, конусообразное свечение пыли в Солнечной системе станет заметнее в сентябре. Лучшее время для его наблюдения – перед рассветом на востоке (Северное полушарие) или после заката на закате (Южное полушарие).
Фотограф сделала снимок ночного неба с яркими полосами звезд. Для этого она использовала специальный широкоугольный объектив и вырезки из известной фотографии Эдварда Майбриджа, изображающей человека в движении.
Источник: Marcella Giulia Pace
  • Планеты. Меркурий будет в самой западной элонгации, Сатурн и Нептун — в противостоянии. Это идеальное время для наблюдения этих небесных тел.
  • Луна. Нас ждет суперлуние и частное лунное затмение. Это отличные возможности для создания драматических лунных пейзажей.
  • Кометы. Комета C/2023 A3 (Цзицзиньшань-ATLAS) может стать настоящим сюрпризом. Если она и дальше будет все ярче, то ее можно будет увидеть невооруженным глазом.

Вот полный список самых важных небесных событий, которые пройдут в сентябре 2024 года.

3 сентября: новолуние

• Время: 04:55 по Киеву
  • Видимость: отсутствует
Вы видите серию из 28 фотографий Луны, сделанных подряд. Эти снимки показывают, как изменялась форма Луны с вечера 29 июля до утра 26 августа 2022 года.
Источник: TWAN / APOD

Хотите увидеть звездное небо во всей его красоте? Тогда отметьте в календаре 3 сентября! Луна будет между Землей и Солнцем, поэтому ее не будет видно на небе. Это идеальное время для астрономических наблюдений, потому что ночное небо будет темным и ясным.

5 сентября: Меркурий в самой западной элонгации

• Время: 05:00 по Киеву
  • Видимость: невооруженным глазом
Меркурий во время максимальной элонгации 29 сентября 2016 года возле Луны. Это событие сняли на фоне итальянской радиоастрономической станции Medicina возле Болоньи.
Источник: Pierluigi Giacobazzi

Во время максимальной элонгации Меркурия (звездная величина -0,4m) планета будет находиться на самом большом угловом расстоянии от Солнца и будет легко заметна над восточным горизонтом перед восходом Солнца: небесные тела будут разделены расстоянием 18°6′. Это лучшее время, для наблюдения первой планеты Солнечной системы!

8 сентября: противостояние Сатурна

• Время: 06:54 по Киеву
  • Видимость: невооруженным глазом
Эта серия фотографий Сатурна, сделанных в течение шести лет, показывает, как изменялись его кольца. Если посмотреть на снимки сверху вниз, можно заметить, что кольца постепенно стали менее видимыми. Для земного наблюдателя видимый наклон колец изменяется в ходе орбитального движения Сатурна вокруг Солнца.
Источник: Andy Casely

Сатурн, Земля и Солнце выстроятся в одну линию, и Сатурн будет ближе к нам. Поэтому мы сможем увидеть его очень ярким — его блеск составит 0,6m.

Сатурн будет находиться в созвездии Водолея. Невооруженным глазом он будет выглядеть ярко-желтоватой звездой. Чтобы рассмотреть его знаменитые кольца, понадобится хотя бы небольшой телескоп.

17 сентября: соединение Сатурна с Луной

• Время: 13:04 по Киеву
  • Видимость: невооруженным глазом
Фото из Китая показывает, как Сатурн будто висит над лунным кратером Глушко. Это, конечно, только оптическая иллюзия — объекты действительно находятся на очень больших расстояниях от Земли и друг от друга.
Источник: Chengcheng Xu / APOD

Луна сблизится с Сатурном на минимальное расстояние всего в 16 угловых минут. Кроме того, жители западных регионов Северной Америки, Австралии и других стран смогут наблюдать покрытие Сатурна Луной.

Луна будет почти полной (96,9%), а блеск Сатурна составит 0,6m. Оба они будут находиться в созвездии Водолея.

18 сентября: суперлуние

• Время: 05:34
  • Подходит для астрофото
На фото вы можете увидеть, насколько разным может быть размер Луны. Сравните огромную суперлуну 2012 года с самой маленькой, которая находилась дальше всего от Земли. Такую маленькую Луну называют микролуной. Интересно, что каждый год мы можем наблюдать хотя бы одно суперлуние. Источник: APOD / Catalin Paduraru

Сентябрьское полнолуние будет особенным, ведь Луна будет казаться нам гораздо больше и ярче. Это явление называют суперлунием.

Это полнолуние было известно ранним индейским племенам как Кукурузная Луна, потому что кукурузу собирают примерно в это время года. Также она известна как Урожайная Луна. Так называют полнолуние, которое происходит ближе всего к сентябрьскому равноденствию каждый год.

18 сентября: частное лунное затмение

• Время: с 03:41 до 07:47 по Киеву
  • Подходит для астрофото
Луна во время частного затмения в ноябре 2021 года.
Источник: Jack Guez / AFP

В ночь на 18 сентября состоится интересное астрономическое явление — частное лунное затмение. Во время этого затмения Луна пройдет через тень Земли, и мы увидим, как часть ее поверхности будет затемнена. Это будет похоже на то, что кто-то отгрыз кусочек от Луны.

Сентябрьское затемнение можно наблюдать с большей части Земли, включая Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку, Австралию и Антарктиду. В отличие от полутеневого затемнения в марте, на этот раз Луна пройдет через часть тени, что сделает затемнение более заметным.

20 сентября — 20 ноября: Южные Тауриды

• Максимум: 5 ноября
  • Видимость: невооруженным глазом
Автору удалось зафиксировать метеор на свой смартфон Samsung S23 Ultra. Представьте себе: он сделал фотографию падающей звезды, просто держа телефон в руках! Снимок сделан в штате Индиана, США. Источник: Dawpaw2309

Южные Тауриды — это метеорный поток, активный в течение двух месяцев: с конца сентября до конца ноября. Радиант потока расположен в созвездии Тельца. Максимальное количество метеоров, которое можно наблюдать в час (ZHR), составляет около 5.

В отличие от других звездопадов, у Южных Таурид нет одного четкого максимума активности. Однако больше всего метеоров можно ожидать в ночь на 5 ноября. Этот звездопад известен тем, что часто наблюдаются яркие огненные шары, называемые болидами.

Хотя этот метеорный поток не обещает нам бурного звездопада, он все равно станет прекрасной возможностью оторваться от повседневных забот и погрузиться в созерцание ночного неба. Каждая вспышка метеора станет особым мгновением, а телескоп поможет рассмотреть еще больше интересных небесных объектов. Пригласите друзей, возьмите с собой плед и термос с горячим чаем и наслаждайтесь вечером под звездным небом!

21 сентября: Нептун в противостоянии

• Время: 01:43 по Киеву
  • Видимость: в бинокль или телескоп
Представьте: вы смотрите на небо и видите сразу все планеты Солнечной системы! Именно такое редкое явление произошло в июне 2022 года. На снимке изображены все планеты Солнечной системы, а также Луна: Слева направо: Сатурн, Нептун, Юпитер, Марс, Луна, Уран, Венера и Меркурий. Для лучшей видимости Нептун и Уран были несколько усилены. В следующий раз мы сможем увидеть все планеты вместе только в 2122!
Источник: Alexis Trigo

Во время противостояния Нептун будет находиться на одной линии с Землей и Солнцем. Его видимая звездная величина составит 7,8m, что делает его наиболее ярким в этот период. Ищите Нептун в созвездии Рыб.

22 сентября: начало астрономической осени

• Время: 15:44 по Киеву
  • Видимость: отсутствует
На этом видео с околоземной орбиты зафиксировано четыре смены времен года, связанные с положением солнечного света.
Источник: NASA Earth Observatory

В этот день Солнце будет проходить прямо над экватором, поэтому день и ночь будут одинаковой продолжительности на всей Земле. Для нас, жителей Северного полушария, это начало астрономической осени, а для жителей Южного полушария — начало весны.

27 сентября: перигелий кометы C/2023 A3 (Цзыцзиньшань — ATLAS)

• Время: 03:00 по Киеву
  • Видимость: в телескоп, после перигелия — невооруженным глазом
  • Подходит для астрофото
Комета NEOWISE над Харьковом. Эта комета была хорошо видна летом 2020 года.
Источник: Павел Пахоменко

Эта комета может стать главным астрономическим событием осени 2024 года! Она достигнет перигелия 27 сентября, а максимального сближения с Землей — 12 октября.

Ожидается, что комета станет видимой невооруженным глазом и достигнет звездной величины -0,9. Это означает, что она будет одним из самых ярких объектов на ночном небе. Лучше всего наблюдать за кометой в Южном полушарии до перигелия и в Северном полушарии после.

Во время перигелия комета будет находиться очень низко над горизонтом, поэтому ее будет сложно разглядеть в городе. Ориентировочно, лучшая видимость кометы — с 12 октября.

Наиболее зрелищные астрономические события сентября 2024 года.
Источник: Universe Space Tech

Сентябрь — идеальное время для астрономических наблюдений. Темные ночи, ясное небо и удивительные небесные явления создают все условия для незабываемых впечатлений. Возьмите с собой теплое одеяло, чашку горячего чая и отправляйтесь навстречу звездам!

Готовы ли вы посмотреть вверх и погрузиться в безграничный космос?