Взрыв в космосе: разгонный блок Centaur разрушился на околоземной орбите

Отработанный разгонный блок Centaur ракеты Atlas V разрушился в космосе с образованием облака обломков. Об этом сообщила компания Slingshot Aerospace, занимающаяся отслеживанием ситуации на околоземной орбите.

Образовавшееся в результате взрыва разгонного блока Centaur облако обломков. Источник: Slingshot Aerospace

Разгонный блок Centaur, о котором идет речь, находился в космосе с 2018 года. Он использовался для запуска метеоспутника GOES 18. Centaur успешно справился с поставленной задачей. После отделения спутника, он остался на геопереходной орбите с высотой перигея 7634 км, высотой апогея 34 953 км и наклонением 9.4°.

По данным Slingshot Aerospace, Centaur разрушился 6 сентября. Событие привело к образованию, по меньшей мере, 40 обломков. Сообщается, что они не представляют непосредственной угрозы для других космических аппаратов. На данный момент неизвестно, что привело к разрушению Centaur. Как правило, основными источниками взрывов на орбите являются или оставшиеся внутри аппарата остатки топлива или аккумуляторы.

Стоит отметить, что этот инцидент стал уже четвертым случаем разрушения разгонного блока Centaur с 2018 года. Это вызвало закономерные вопросы о недостатках его конструкции или, что блок не был пассивирован путем стравливания остатков топлива и разрядки батарей. В ответ на это  Тори Бруно, исполнительный директор пускового оператора ULA, который отвечает за изготовление и запуски Centaur, заявил, что компания проводит обязательную пассивацию всех своих ступеней.

Учитывая большую высоту, образовавшиеся в результате взрыва Centaur обломки, пробудут в космосе еще много тысяч лет. Этот инцидент, а также недавнее разрушение китайской ступени ракеты «Чанчжэн-6А» вновь напомнили об угрозе, которую разгонные блоки представляют для устойчивости космоса. Именно с учетом этих опасений Федеральное управление гражданской авиации США почти год назад опубликовало проект закона об утилизации отработанных ступеней. Он обязывает пусковых операторов утилизировать их одним из пяти способов — от свода в атмосферу до размещения на орбите захоронения. Однако пока, эти правила не утверждены.

Ранее мы рассказывали о планах японской компании Astroscale к 2029 году свести с орбиты отработанную ракетную ступень.

По материалам Spacenews