Вторая хвостатая гостья октября: что известно о новой комете

В эти дни внимание всех любителей астрономии по всему миру приковано к комете C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-ATLAS). Недавно она успешно прошла перигелий своей орбиты и ее яркость все еще продолжает расти. Пока что наилучшие условия для наблюдения C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-ATLAS) у жителей южного полушария: в сети уже можно найти немало ее эффектных снимков. А уже на следующей неделе ее станет видно и в умеренных широтах северного полушария.

Комета C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-ATLAS). Снимок сделан 30 сентября. Источник: Gerald Rhemann, Michael Jäger, Denis Möller

Но не исключено, что в конце октября у C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-ATLAS)  может появиться «сосед». Речь о комете, которая пока известна под временным обозначением A11bP7I. Если нам повезет, то на какое-то, пускай и довольно короткое время, она засияет на небе ярче Венеры.

Комета из семейства Крейца

A11bP7I была открыта 27 сентября телескопами автоматизированной системы ATLAS. Находка немедленно привлекла внимание астрономов. Уже первые расчеты показали, что A11bP7I является частью семейства Крейца. Так называют группу околосолнечных комет, которые движутся по схожим орбитам. Считается, что все они являются фрагментами одной очень большой кометы, которая, вероятно, разрушилась в 1106 году н. э..

Околосолнечная комета семейства Крейца на снимке обсерватории SOHO. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center

Отличительной особенностью комет семейства Крейца является то, что перигелий их орбиты пролегает на совсем небольшом расстоянии от Солнца, из-за чего они подвергаются намного более сильному нагреву и выбрасывают куда больше пыли, чем обычные хвостатые гостьи. Правда, поскольку размер подавляющего количества комет семейства Крейца совсем невелик, обычно их  может увидеть лишь космическая обсерватория SOHO.

Но из этого правила есть исключения. Некоторые из комет семейства Крейца имеют достаточные размеры, чтобы в момент прохождения перигелия в буквальном смысле засиять и стать «Великими». Последний такой случай произошел в 1965 году. Тогда комета C/1965 S1 (Икэя — Сэки) набрала такую огромную яркость, что ее можно было отчетливо увидеть на дневном небе рядом с Солнцем. Считается, что она стала одна из ярчайших комет прошлого тысячелетия.

Комета C/1965 S1 (Икэя — Сэки) в 1965 году. Источник: Roger Lynds/NOIRLab/NSF/AURA/

Можно вспомнить и наблюдавшуюся в конце 2011 года комету C/2011 W3 (Лавджоя). Конечно, ее яркость значительно уступала C/1965 S1 (Икэя — Сэки). Но, тем не менее, в момент прохождения перигелия ее блеск оказался сравним с блеском Венеры.

Обречена ли новая комета?

Поскольку A11bP7I была открыта всего несколько дней назад, так что наши знания о ней пока не полны. Но, исходя из текущего блеска кометы и поведения других комет семейства Крейца, астрономы прогнозируют, что в момент прохождения перигелия он может достигнуть -6 звездной величины. В этом случае она засияет ярче Венеры.

Комета A11bP7I . Источник: E. Guido, M. Rocchetto, A. Valvasori

A11bP7I пройдет перигелий своей орбиты 28 октября. Основной вопрос сейчас заключается в том, на каком расстоянии от центра Солнца она пролетит. Предварительные расчеты показывают, что эта цифра меньше, чем радиус самой звезды. В этом случае A11bP7I буквально «врежется» в Солнце и погибнет.

Однако поскольку A11bP7I была открыта совсем недавно, параметры ее орбиты пока определены с погрешностью. Есть вероятность, что перигелий ее орбиты пролегает на большем расстоянии от Солнца и столкновения не произойдет. Правда, это все равно не гарантирует ее выживание. Ведь даже при таком сценарии, A11bP7I все равно пройдет совсем близко и вполне может разрушиться. Например, та же C/1965 S1 (Икэя — Сэки) развались на три фрагмента. А ядро кометы C/2011 W3 (Лавджоя) полностью дезинтегрировалось всего через пару дней после прохождения перигелия.

Тем не менее новую комету, как минимум, можно будет наблюдать во время ее приближению к перигелию. В лучшем положении тут находятся жители южного полушария. В северном полушарии, возможно, можно будет наблюдать ее хвост. Далее, все зависит от точных параметров орбиты кометы, ее размеров и прочности ядра. Да, с довольно большой степенью вероятности, A11bP7I обречена на гибель. Но если комета проявит стойкость, она может подарить нам весьма красивое зрелище и стать второй большой хвостатой гостьей, которая украсит октябрьское небо.

Астрономы заподозрили наличие газового гиганта у близкого белого карлика
Распад темной материи мог помочь родиться сверхмассивным черным дырам
Атмосфера Марса оказалась в ловушке внутри горных пород
Китай показал скафандр для высадки на Луну
Суни Уильямс назначили командиром МКС вместо российского космонавта
Теория образования Луны может оказаться неправильной
Нештатный сход с орбиты: SpaceX временно приостановила полеты Falcon 9
Будущее Земли: переживет ли наша планета смерть Солнца?
11 сентября в Арктике наблюдалось минимальное количество льда