Вспышка в небе

Представленный коллаж, составленный на основе снимков Очень большого телескопа (VLT) и Телескопа новой технологии (NTT), демонстрирует весьма необычный объект дальнего космоса, известный под названием «Колесо Телеги». Когда-то это была спиральная галактика, напоминавшая наш Млечный Путь. Но несколько миллионов лет назад она пережила столкновение со своей спутницей, в результате чего приобрела столь необычный вид.

Снимки галактики «Колесо Телеги», сделанные до и во время вспышки сверхновой. Источник: ESO/Inserra et al., Amram et al.

Но это еще не конец истории. В декабре 2021 года в галактике вспыхнула сверхновая. Ее можно увидеть в левом нижнем углу правого фото, полученного при помощи NTT. Снимок слева был сделан VLT в августе 2014-го и демонстрирует, как эта система выглядела до того, как в ней появилась сверхновая.

Событие получило обозначение SN 2021afdx и было классифицировано как вспышка сверхновой II типа. Такие вспышки происходят, когда звезды большой массы подходят к концу своего жизненного цикла и коллапсируют, что приводит к грандиозному выбросу энергии, в ходе которого умирающее светило некоторое время зачастую сияет ярче, чем вся галактика. Вспышка может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Именно из-за вспышек сверхновых астрономы любят говорить, что мы все состоим из звездной пыли. В их ходе в космос выбрасываются тяжелые элементы, сформировавшиеся в недрах звезд в процессе их жизни. В дальнейшем они могут войти в состав светил новых поколений, обращающихся вокруг них планет и живых организмов, которые могут их населять.

Ранее мы публиковали снимок необычной треугольной галактики, сделанный телескопом Hubble.

По материалам https://www.eso.org/