Все ближе и ближе. «Хаябуса-2» сделал новые снимки астероида Рюгу

Космические технологии Новости астрономии, астрофизики и космологии

Японский аппарат «Хаябуса-2» передал на Землю новые изображения астероида Рюгу (162173 Ryugu), полученные бортовой навигационной камерой 17 и 18 июня. В эти дни автоматический разведчик и астероид разделяла дистанция соответственно в 330 и 240 км.

В общей сложности команда миссии опубликовала две версии сделанных в те дни снимков. Первая не подвергалась никакой обработке, на ней четко видны все исходные пиксели, вторая — «сглажена». Фотографии расположены не в хронологическом порядке: они отображают характер вращения астероида. Изменение расстояния между аппаратом и Рюгу компенсированы тем, что видимый размер последнего на снимках показан одинаковым. Кроме того, в сети уже появилась версия изображений, сделанная известным астроэнтузиастом Романом Ткаченко.

Астероид Рюгу с дистанции 240 — 330 км (исходная версия). Источник: JAXA, University of Tokyo, Koichi University, Rikkyo University, Nagoya University, Chiba Institute of Technology, Meiji University, University of Aizu and AIST

Новые снимки подтверждают, что поперечник Рюгу составляет около 900 м — это согласуется с данными наземных наблюдений. Ось вращения астероида почти перпендикулярна к плоскости эклиптики. При этом он вращается ретроградно (т.е. в направлении, противоположном направлению осевого вращения Солнца, Земли и большинства других планет Солнечной системы), совершая один оборот вокруг своей оси за 7,5 часов.

После публикации первых снимков Рюгу, сделанных с большего расстояния, его сравнивали с традиционными японскими пельменями «данго» и бриллиантом. Новые, более четкие фотографии демонстрируют, что астероид обладает заметно угловатой формой и скорее чем-то напоминает волчок.

На поверхности Рюгу можно увидеть множество неоднородностей, скорее всего, представляющих собой ударные кратеры. Особенно выделяется ударная формация, диаметр которой составляет около 200 м. Она придает этому небесному телу определенное сходство со «Звездой смерти». Также похоже, что астероид обладает выраженным экваториальным гребнем. В целом экваториальный диаметр Рюгу больше полярного — такая особенность характерна для многих малых тел Солнечной системы с небольшим периодом вращения.

Астероид Бенну. Радарные изображения (слева). Предполагаемая форма на основе 3D-моделирования (справа). Источник: Michael C. Nolan / Arecibo Observatory

По словам специалистов, по своему внешнему виду Рюгу напоминает астероид Бенну (101955 Bennu) — он является целью американской миссии OSIRIS-REx, которая достигнет его в конце 2018 г. Все малые тела, до настоящего посещенные земными посланцами, имели абсолютно разные формы. Таким образом, Рюгу и Бенну могут стать первыми визуально похожими астероидами, изученными космическими аппаратами. Ученые с интересом ожидают ответа на вопрос, насколько схожим окажется их химический состав.

По материалам: http://www.hayabusa2.jaxa.jp