Вода не мешает органическим молекулам образовываться в космосе

Ученые обнаружили, что сложные органические молекулы, называемые пептидами, могут образовываться в космосе значительно проще, чем считалось ранее. Как оказалось, вода не полностью останавливает этот процесс.

Органические молекулы образуются в космосе несмотря на присутствие воды
Органические молекулы образуются в космосе, несмотря на присутствие воды. Источник: www.newscientist.com

Органические молекулы в космосе

Команда ученых из Астрофизической лаборатории Института астрономии Макса Планка Йенского университета недавно опубликовала работу, посвященную синтезу органических веществ в космосе. В ней они продемонстрировали, что сложные молекулы под названием пептиды могут образовываться прямо в вакууме на поверхности космической пыли.

Пептиды — это действительно сложные органические молекулы, представляющие собой длинные цепочки из остатков аминокислот. От них буквально один шаг до белков — основного строительного материала клеток и тканей живых организмов.

Ранее эта же группа исследователей уже доказывала, что пептиды могут образовываться в космосе. Но тогда они пришли к выводу, что наличие молекул воды полностью блокирует этот процесс. А они практически всегда присутствуют на поверхности космической пыли.

Вода — не проблема

Далее к немецким ученым присоединились их коллеги из Университета Пуатье во Франции. У них недавно появилась возможность проводить масс-спектроскопический анализ высокого разрешения. Поэтому они воссоздали условия, существующие в холодных молекулярных облаках, из которых образуются звезды и планеты, и начали исследования.

Эти облака содержат аммиак, молекулярный углерод и угарный газ. Работа сотрудников Университета Пуатье показала, что вода, хоть и замедляет процесс превращения в пептиды на 50%, однако полностью не останавливает его.

По словам исследователей, вначале из простых органических веществ образуются аминокетаны — химические предшественники аминокислот. А уже потом эти «кирпичики» соединяются, образуя пептидные цепочки.

Это исследование имеет огромное значение для решения вопроса о происхождении жизни на Земле. Ученые не сомневаются, что на нашу планету из космоса попали уже достаточно сложные органические соединения. Однако насколько далеко зашел их синтез в протопланетном облаке — до сих пор непонятно.