Просто о сложном | О чем говорит теория панспермии и насколько она научна?

Панспермия — одна из популярных в современных медиа и околонаучных кругах теория происхождения жизни на Земле. В наиболее распространенном изложении она утверждает, что последняя не возникла на нашей планете, а была занесена из космоса. А вот с вопросом о том, насколько научна эта теория, стоит разобраться отдельно.

Теория панспермии утверждает, что жизнь попала на Землю из космоса

1. Откуда взялась теория панспермии?

Слово «панспермия» в переводе с греческого означает «все семя». Придумали его еще в Древней Элладе, но активно начали использовать ученые второй половины XIX — начала XX века. Причиной этого стало развитие эволюционной теории и палеонтологии. Наука могла проследить развитие биологического мира в течение сотен миллионов лет, но на вопрос, откуда взялся первый одноклеточный организм, с которого все началось, ответа не было.

Одновременно ученые, в том числе шведский химик и один из первых нобелевских лауреатов Сванте Аррениус, обратили внимание на исключительную устойчивость многих одноклеточных организмов. Они предложили назвать словом «панспермия» гипотетический процесс переноса в новые миры живых организмов, каким-то образом выброшенных в космос с собственной планеты, но не погибших.

Теория панспермии никогда не считалась биологами мейнстримной из-за отсутствия доказательств, но хорошо объясняла, откуда на Земле взялась жизнь, поэтому она стала широко известной.

2. Что такое абиогенез?

Абиогенез — это теория, объясняющая, как жизнь все же могла бы возникнуть на нашей планете «самостоятельно». Согласно ей, живая клетка не является самым маленьким «кирпичиком жизни», а биологической эволюции предшествовала длительная химическая. В ходе нее образовывались все более сложные органические молекулы, которые постепенно приобретали свойства живых организмов.

Сама по себе теория абиогенеза не отрицает панспермии. Однако она позволяет объяснить возникновение жизни на нашей планете без привлечения космических путешествий. Поэтому, если появятся убедительные аргументы ее правдивости, панспермия окажется не очень нужной.

При этом стоит заметить, что теория абиогенеза по состоянию на сейчас существенно неполная. Ученые воссоздали подавляющее большинство процессов, которые позволили пройти путь от простых соединений типа метана и аммиака до живой клетки, но некоторые отдельные его «ступеньки» до сих пор исследуются.

3. Отрицает ли панспермия эволюцию?

Авторы теории панспермии создавали ее во времена, когда ни о том, как устроены малейшие элементы «живой материи», ни о том, какие условия существуют за пределами Солнечной системы, практически никто ничего не знал. Поэтому изложена она была в общих чертах и в популярных интерпретациях часто приобретала признаки псевдонауки.

Многие считают, что теория панспермии отрицает абиогенез. Хотя на самом деле она просто позволяет обойтись без него. Некоторые идут дальше и говорят, что занесение жизни из космоса отрицает саму биологическую эволюцию. Происходит это от непонимания того, что в этой теории речь идет о некоторых первичных очень примитивных организмах, а не о птицах, собаках и людях, которых принесли с другой планеты. При этом ни одного факта, который можно однозначно трактовать как попадание на Землю из космоса хотя бы вируса, до сих пор не найдено. Все живое на нашей планете имеет родословную, которую можно проследить в прошлое.

4. Что такое жизнь?

Современные споры вокруг теории панспермии упираются в определение того, что такое жизнь. В целом ее описывают как ограниченно взаимодействующую с «неживым» миром (практически не эволюционирующую) систему, состоящую из отдельных частиц, каждая из которых может воспроизводить себя, хотя и с некоторыми отклонениями. На эти отклонения действует отбор внешней средой, в результате чего становится возможной эволюция.

Но дело в том, что указанным параметрам соответствуют не только одно- и многоклеточные организмы. Некоторые рибонуклеиновые кислоты в определенных условиях ведут себя так же, хотя при этом по сути своей являются простыми молекулами. Да и полиароматические углеводороды тоже способны к чему-то подобному. Итак, где именно проходит граница между живым и неживым, пока никто точно сказать не может.

5. Можно ли объединить абиогенез и панспермию?

Ситуацию с панспермией дополнительно запутывают спектроскопические исследования различных уголков Галактики. Они показывают, что в ней не просто присутствуют органические вещества — на самом деле их много и они достаточно сложны. В некоторых местах обнаружены даже аминокислоты и полициклические углеводороды. Многие факты указывают на то, что по крайней мере некоторые реакции синтеза органических веществ могут происходить непосредственно в космосе.

А это означает, что некоторые «кирпичики жизни» действительно могут образовываться, например, в протопланетных дисках, а затем выпадать на планеты. Насколько далеко способны заходить эти реакции — пока неизвестно. Но очевидно, что сейчас надо говорить не о противопоставлении панспермии и абиогенеза, а об их синтезе.