VLT создал таймлапс движения экзопланеты

В 2008 г. астрономы открыли газовый гигант, обращающийся вокруг молодой звезды в созвездии Живописца на расстоянии 63 световых лет от Солнца. Он получил обозначение β (бета) Живописца b. Масса экзопланеты оценивается в 12 юпитерианских, ее орбита проходит на расстоянии 9 а.е. от центрального светила.

В конце 2014 г. ученые приступили к наблюдениям экзопланеты с использованием нового спектрополяриметра высокого контраста SPHERE, установленного на Очень большом телескопе Европейской Южной обсерватории (VLT ESO). Через 2 года β Живописца b приблизился к яркому ореолу вокруг звезды, и его изображение стало невозможно выделить. Поэтому астрономам пришлось прождать почти два года, прежде чем этот объект показался с другой стороны ореола.

Сложив серию полученных снимков и убрав из них яркий блеск звезды, ученым удалось получить таймлапс, демонстрирующий орбитальное движение β Живописца b. При взгляде на представленные изображения может показаться, что спутник проходит по диску звезды, немного затмевая ее. Но в действительности β Живописца b не является транзитной экзопланетой.

Уникальность ситуации заключается в том, что это прямые изображения планеты, а не вычисленные или смоделированные. Дело в том, что β Живосписца b крайне молода и еще не успела остыть. Температура поверхности экзопланеты составляет около 1500°C, и она достаточно ярко светится собственным светом. Благодаря этому обстоятельству SPHERE может делать снимки газового гиганта напрямую.