VLT сфотографировал «небесного мотылька»

Используя Очень большой телескоп Европейской Южной обсерватории (VLT ESO), астрономы сумели получить красочное изображение планетарной туманности NGC 2899. Благодаря своей симметричности, игре цветов и сложной внутренней структуре она чем-то напоминает порхающую в ночном небе разноцветную бабочку. Этот объект еще никогда не удавалось сфотографировать настолько детально, вплоть до его слабых внешних краев на фоне звездного поля.

Планетарная туманность NGC 2899. Источник: ESO

NGC 2899 расположена от нас на расстоянии от 3000 до 6500 световых лет в южном созвездии Парусов. Она окружает пару звезд. Одна из них подошла к концу своего жизненного цикла и сбросила внешние слои. В результате образовалось газовое облако радиусом около двух световых лет. Его вещество разогрето до температуры порядка 10 тыс. градусов. Благодаря этому туманность ярко светится на фоне звездной россыпи Млечного Пути.

Высокая температура газа объясняется мощным излучением обнажившегося ядра материнской звезды, породившей NGC 2899. Водород, из которого в основном и состоит сброшенная оболочка, под его воздействием светится красноватым светом, а кислородный газовый слой — голубым. Что касается характерного внешнего вида, то все дело во втором компоненте системы, который активно взаимодействует с выброшенным газом, образуя видимую на фото двухполостную структуру. Только примерно 10-20% всех планетарных туманностей имеют такую биполярную форму.

Астрономы смогли получить столь детальное изображение NGC 2899 благодаря приемнику FORS, установленному на одном из основных «юнитов» VLT. Этот инструмент активно используется для исследования различных небесных тел. В частности, его применяли для оптических наблюдений первого открытого межзвездного астероида, источников гравитационных волн, а также углубленного изучения механизмов формирования планетарных туманностей.