VLT сфотографировал двойной астероид

Новости астрономии, астрофизики и космологии

25 мая 2019 г. астероид 1999 KW4, обладающий небольшим естественным спутником, пролетел на расстоянии 5,2 млн км от нашей планеты. Так как орбита объекта была хорошо известна, ученые заранее предсказали его визит и подготовились к наблюдениям.

Европейская Южная обсерватория (ESO) выделила для изучения 1999 KW4 свой флагманский инструмент — Очень большой телескоп (VLT) с приемником SPHERE. Это один из немногих детекторов в мире, способных получать достаточно четкие изображения, на которых можно было бы различить оба компонента двойного астероида. Прибор оправдал свою репутацию. Несмотря на неблагоприятные атмосферные условия и большую скорость движения объекта, приемник получил наилучшие на данный момент снимки 1999 KW4.

На опубликованных ESO фотографиях можно увидеть оба компонента двойного астероида. Расстояние между ними слегка превышает 2,6 км. Поперечник основного тела равен 1,3 км, размер спутника — около 360 м, его период обращения составляет около 16 часов. По словам ученых, результаты наблюдений 1999 KW4 важны для оценки эффективности стратегий отклонения подобных двойных объектов в случае возникновения вероятности их столкновения с Землей.

Кроме того, 1999 KW4 во многом напоминает другой двойной астероид Дидим (65803 Didymos). Этот объект классифицируется как потенциально опасный. В следующем десятилетии он станет целью двух космических миссий. В 2022 г. космический аппарат DART (NASA) врежется в его спутник. За этим событием будут наблюдать наземные обсерватории. Через 4 года к Дидиму прибудет европейская миссия Hera. Она оценит последствия удара, тщательно обследует образовавшийся кратер и проведет комплексное изучение обоих тел системы.