Властелин кольца

На этом изображении из архива миссии Cassini можно увидеть не только сам Сатурн и его великолепную кольцевую систему, но также одну из лун планеты, расположенную вблизи ее лимба в нижней части кадра. Речь идет о Прометее.

Сатурн и Прометей. Источник: NASA / JPL / SSI / Gordan Ugarkovic

Этот сатуринианский спутник имеет неправильную форму — его размеры составляют 135×79×59 км, а средняя плотность равна всего 0,48±0,09 г/см3, что почти вдвое меньше плотности водяного льда. Предполагается, что Прометей является весьма пористым телом.

Прометей крупным планом. Источник: NASA / JPL / Space Science Institute

На первом цветном фото спутник кажется особенно ярким, поскольку в момент съемки Сатурн был освещен Солнцем, а его кольцевая система — нет. Если присмотреться, на изображении можно увидеть тонкую полосу, проходящую рядом с Прометеем. Это кольцо F — наиболее узкое, но при этом самое активное из сатуринианских колец.

Прометей в немалой степени ответственен за активность кольца F. Орбита небольшой луны проходит у его самого внутреннего края. Благодаря этой близости она выступает в качестве своеобразного «пастуха» кольца: гравитация спутника помогает удерживать его частицы, не давая им разлететься в окружающее пространство. Кроме того, гравитационное поле Прометея оказывает воздействие на внешний кольца, время от времени создавая в нем изломы, петли и другие необычные структуры.