Виновным в засорении эклиптики пылью оказалось тепло

Ученые исследовали причины того, что пространство между планетами Солнечной системы заполнено пылью и мелкими камнями. Оказалось, что за это ответственны вовсе не столкновения в космосе, а тепло, которое метеорные потоки получают от Солнца.

За появление зодиакального света ответственное тепло, разрушающее метеороиды
За появление зодиакального света ответственное тепло, разрушающее метеороиды. Источник: earthsky.org

Пыль в Солнечной системе

Все пространство между планетами Солнечной системы в плоскости эклиптики усеяно пылью и мелкими камнями. Ученые уже достаточно давно знают, что она имеет такой мелкий размер, что способна эффективно рассеивать солнечные лучи. Именно она ответственен за явление, известное как «зодиакальный свет».

До сих пор считалось, что причиной образования такого огромного количества мелкой пыли являются высокоскоростные столкновения. Однако новое исследование, опубликованное в журнале Icarus, показывает, что это не так. Его авторами являются 45 ученых из разных научных учреждений.

В новой теории первоисточник всей пыли остается тем же, что и раньше. Им являются кометы, приближающиеся к Солнцу. При этом летучие вещества, подобные водяному пару, испаряются, а мелкие камешки отделяются от ледяного тела и формируют метеорные потоки.

Тепло вызывает разрушение метеороидов

Именно на исследовании того, как со временем меняется размер частиц в метеорных потоках, и заключалась основная часть исследования. Ученые предполагали, что если верна старая теория об образовании межпланетной пыли, то за измельчение должны отвечать столкновения метеороидов. А значит, чем старше поток и чем ближе он к Солнцу, тем мельче в нем должны быть частицы.

Проверить, так ли это на самом деле, помогла система «CAMS», созданная NASA. Она состоит из 15 отдельных сетей автоматических камер, разбросанных по 10 странам. Они постоянно отслеживают метеоры, входящие в атмосферу нашей планеты. Ученые разработали программное обеспечение, анализирующее их яркость и траектории и выявляющее, к каким потокам они принадлежат.

К удивлению астрономов, те метеорные потоки, что находятся ближе к Солнцу, а следовательно, имеют большую кинетическую энергию, вовсе не состояли из мельчайших частиц. Их размер коррелировал скорее с температурой, до которой нагреваются камешки. А значит, вовсе не столкновения приводят к образованию межпланетной пыли.

Ученые предположили, что это зависит именно от тепла. Нагрев вызывает появление внутренних напряжений, которые впоследствии приводят к полному разрушению метеороидов. Именно так образуется пыль, ответственная за «зодиакальный свет».

Только самые интересные новости и факты в нашем Telegram-канале!

Присоединяйтесь:  https://t.me/ustmagazine