Вещество колец Сатурна «покрасило» его спутники

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Несмотря на то, что с момента завершения миссии Cassini прошло уже более полутора лет, анализ собранных ею данных продолжает преподносить новые сюрпризы. В недавнем выпуске журнала Science была опубликована статья, посвященная группе небольших спутников Сатурна, орбиты которых проходят внутри или в непосредственной близости от внешнего края колец газового гиганта. Речь идет о лунах Пан, Атлас, Дафнис, Пандора и Эпиметей.

Кольца Сатурна и его малые спутники. Источник: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

В ходе своих последних орбит Cassini совершил серию близких пролетов, позволивших провести детальное исследование этих спутников. Их средняя плотность оказалась небольшой, что свидетельствует о высокой пористости их вещества. Это подтверждает гипотезу о том, что эти объекты образовались в несколько этапов в результате аккреции материала из колец Сатурна на более плотных «зародышах», возможно образовавшихся в результате разрушения еще более крупного тела. Такой механизм также может объяснить «пельменообразную» форму Пана, Атласа и Дафниса.

Данные Cassini также помогли установить цвет поверхности этих спутников. Дафнис и Пан обладают красноватым оттенком, схожим с веществом основных колец газового гиганта. По мнению ученых, скорее всего, они покрыты пылью, состоящей из органических веществ и оксидов железа. Пыль оседает на поверхности спутников, обеспечивая их «покраску».

Атлас, Прометей и Пандора, орбиты которых расположены на большем удалении от Сатурна, также покрыты веществом колец. Однако там преобладают яркие ледяные частицы и замерзший водяной пар, «поставляемый» подповерхностными выбросами спутника Энцелада. Поэтому их поверхность имеет голубоватый оттенок.