Великий: cемь интересных фактов о космическом телескопе Hubble

24 апреля 1990 года с космодрома на мысе Канаверал был запущен шаттл Discovery. В его грузовом отсеке находился один из важнейших инструментов в истории астрономии, позволивший произвести настоящую научную революцию. Речь о телескопe Hubble. В честь очередного дня рождения легендарной космической обсерватории мы бы хотели рассказать семь интересных фактов о ней.

Разработка Hubble началась в конце 1960-х

История Hubble уходит корнями еще к концу 1960-х, когда NASA начала разработку проекта большого космического телескопа. Уже тогда предполагалось, что для его запуска и обслуживания будут использоваться многоразовые космические корабли.

Ранний концепт телескопа Hubble. Источник: NASA

Однако из-за сокращения бюджета NASA проект большого космического телескопа оказался под угрозой.  После этого в дело вмешались астрономы, начавшие весьма активную компанию в прессе. Их усилия привели к тому, что проект не был закрыт и получил необходимые для реализации деньги.

Hubble назвали в честь астронома, изменившего наши представления о Вселенной

Hubble назван в честь американского астронома Эдвина Хаббла. Он вошел в историю как человек, который в буквальном смысле расширил границы мироздания. Дело в том, что в 1920-е годы Хаббл доказал, что Вселенная простирается далеко за пределы Млечного Пути и т. н. спиральные туманности на самом деле представляют собой другие галактики. Также он вывел космологический закон, описывающий расширение Вселенной.

Эдвин Хаббл

Выбор названия для космического телескопа оказался крайне удачным. Подобно своему именитому  тезке, за время работы Hubble позволил астрономам совершить ряд важнейших открытий, заметно изменивших представления об устройстве Вселенной.

Hubble является родственником спутников-шпионов

Диаметр главного зеркала Hubble составляет 2,4 метра. Размеры самого телескопа составляют 13,2 м × 4,2 м, а масса — 11 110 кг. Выбор этих габаритов не случаен.  Дело в том, что за основу Hubble была взята конструкция разведывательных спутников KH-11. Они имеют схожие размеры и оснащены аналогичными зеркалами. Таким образом, их вполне можно назвать дальними родственниками.

Предположительный внешний вид спутника KH-11. Источник: wikipedia.org

Hubble простоял три года в ангаре

Первоначально запуск Hubble должен был состояться еще в 1983 году. Но вследствие различных технических сложностей эта дата неоднократно сдвигалась. В итоге запуск Hubble был назначен на сентябрь 1986 года. Однако из-за катастрофы шаттла Challenger крылатые корабли прекратили полеты на несколько лет. В результате Hubble простоял три года в ангаре в ожидании возобновления полетов шаттлов. В итоге он отправился в космос в апреле 1990 года.

Подготовка телескопа Hubble к запуску. Источник: Lockheed Martin

У Hubble дефектное зеркало

Уже после первых переданных на Землю снимков Hubble, сотрудники NASA с ужасом поняли, что зеркало телескопа имеет дефект. Из-за этого его разрешение было значительно хуже ожидаемого. Большая часть запланированной программы исследований оказалась под угрозой срыва — и это уже не говоря об огромном ущербе для репутации NASA.

Миссия по обслуживанию телескопа Hubble в 1993 году. Источник: NASA

Поскольку конструкция Hubble предусматривала возможность его обслуживания в космосе, NASA приступила к поиску вариантов спасения телескопа. Замена главного зеркала на орбите была невозможна, а возвращение телескопа для ремонта на Землю сочли слишком дорогостоящим. Так что было решено установить на него блок корректирующей аппаратуры (своего рода «очки»), который бы компенсировал дефект зеркала.

В декабре 1993 года к Hubble отправилась ремонтная экспедиция. В ходе пяти выходов в открытый космос астронавты успешно установили корректирующий блок и заменили некоторые приборы телескопа. После этого астрономы, наконец, получили тот самый революционный инструмент, о котором так долго мечтали.

Самый продуктивный научный инструмент в истории

Даже простое перечисление основных открытий Hubble составит увесистый справочник. Так что, ограничимся лишь наиболее важными вехами. Благодаря Hubble, астрономы сумели вычислить возраст Вселенной и определить, что ее расширение происходит с ускорением. Сфотографировали последствия столкновения кометы Шумейкеров-Леви с Юпитером. Подтвердили существование черных дыр в центрах большинства галактик. Обнаружили древние галактики, существовавшие всего через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва. Увидели сезонные изменения на планетах-гигантах Солнечной системы. Открыли целый ряд внесолнечных миров и определили некоторые характеристики их атмосфер. Провели коренную переоценку общего количества галактик во Вселенной.

Столпы Творения — один из самых знаменитых снимков, сделанных телескопом Hubble. Источник: NASA

Данные Hubble помогли раскрыть множество давних научных загадок, но в то же время поставили целый ряд дополнительных вопросов, потребовавших создания принципиально новых теорий. Фактически, телескоп стал крестным отцом всей современной космологии.

По состоянию на 2023-й год на основе собранных космической обсерваторией данных, было написано свыше 21 тысяч прошедших рецензию научных статей (еще 1,2 миллиона публикаций содержат ссылку на них). Вот уже много лет как Hubble удерживает безоговорочное лидерство по этому показателю, оставаясь наиболее продуктивным телескопом в мире.

Hubble планировалось вернуть на Землю и выставить в музее

За время работы телескоп Hubble посетило пять миссий обслуживания. В ходе этих экспедиций научная аппаратура телескопа несколько раз менялась на более современную, а его технические возможности заметно выросли. Благодаря этому, несмотря на свой весьма почтенный возраст, телескоп по-прежнему сохраняет функциональность и все еще остается на передовом крае научных исследований. Сейчас в NASA надеются, что Hubble сумеет проработать до 2030 года.

Космический телескоп Hubble. Источник: NASA

Изначально предполагалось, что в конце службы Hubble навестит еще одна экспедиция. Она должна была снять телескоп с орбиты, после чего его бы выставили в музее. Но этого не произойдет. В 2011 году эксплуатация шаттлов была прекращена, что сделало невозможной реализацию этого плана. У Hubble нет двигателей и высота его орбиты постепенно снижается. Предполагается, что в 2030 – 2040-х годах он войдет в атмосферу и сгорит.

Впрочем, возможно, что в истории прославленного телескопа пока еще рано ставить точку. За последние года некоторые представители частного сектора публично предлагали поднять высоту орбиты Hubble, что позволило бы не только продлить срок его службы, но и в перспективе вернуть его на Землю при помощи какого-то другого корабля (например, Starship). Пока что NASA не одобрила эти инициативы. Но нельзя исключать, что в будущем Hubble действительно посетит еще одна миссия.