Газовые потоки и шторм размером с Землю: Hubble показал сезон ураганов на Юпитере

Работающие с телескопом Hubble астрономы, опубликовали серию новых снимков, сделанных 5 и 6 января 2024 года. На них запечатлена крупнейшая планета Солнечной системы — Юпитер.

Снимки Юпитера, сделанные телескопом Hubble в январе 2024 года. Источник: NASA, ESA, J. DePasquale (STScI), A. Simon (NASA-GSFC)

Атмосфера Юпитера представляет собой постоянно меняющийся калейдоскоп всевозможных форм и цветов. Это планета ураганов, где можно найти циклоны, антициклоны, газовые потоки, а также самый большой шторм в Солнечной системе — Большое красное пятно. Юпитер не имеет твердой поверхности и вечно покрыт облаками, состоявшими из кристаллов аммиака, которые придают планете полосатый вид. Полосы образуются из-за того, что в разных широтах воздух движется в разных направлениях со скоростями, достигающими 560 км/ч. Светлые участки, где атмосфера поднимается, называются зонами. Более темные области, где воздух опускается, называются поясами. Когда эти противоположные потоки взаимодействуют, возникают бури и турбулентность.

На первом снимке Hubble доминирует Большое красное пятно (БКП). Несмотря на уменьшение размеров этот шторм все еще достаточно большой, чтобы в нем могла поместиться Земля.

Юпитер глазами телескопа Hubble. На диске планеты выделяется знаменитое Большое красное пятно. Источник: NASA, ESA, J. DePasquale (STScI), A. Simon (NASA-GSFC)

Справа от него, в более южных широтах, находится объект, который иногда называют Малым красным пятном. Этот антициклон образовался в результате слияния штормов в 1998 и 2000 годах. В 2006 году он на некоторое время окрасился в красный цвет, затем снова стал бледно-бежевым, а в этом году опять стал чуть краснее. Точный механизм изменения цвета штормов пока что неизвестен. Он может быть связан с рядом химических соединений вроде серы, фосфора или органическими веществами.  Малое красное пятно движется вокруг Юпитера в противоположном от БКП направлении и раз в два года проходит рядом с ним.

На втором снимке запечатлена штормовая активность в противоположном полушарии Юпитера. Правее центра можно увидеть темно-красный циклон и красноватый антициклон. Они вращаются в противоположных направлениях, что указывает на чередование систем высокого и низкого давления. Их столкновение маловероятно, поскольку несовпадающее вращение будет отталкивать штормы друг от друга.

Юпитер глазами телескопа Hubble. В левой части можно увидеть спутник Ио. Источник: NASA, ESA, J. DePasquale (STScI), A. Simon (NASA-GSFC)

В левой части снимка можно также увидеть Ио — самое геологически активное тело Солнечной системы, на поверхности которого находятся сотни активных вулканов. Даже на таком фото виден характерный цвет поверхности спутника, обусловленный мощными вулканическими отложениями, которые в основном состоят из серы.