В 30 раз больше Солнца: гигантская звезда бросила вызов представлениям астрономов

Астрономы обнаружили новую звезду, которая в 30 раз больше Солнца. Она имеет невероятно высокую концентрацию элемента лития, что может заставить пересмотреть существующие теории звездной эволюции.

Красный гигант в представлении художника. Источник: ESO / L. Calçada

Вновь открытая звезда получила обозначение J0524-0336. Она расположена на расстоянии 30 тыс. световых лет от Земли. Когда-то эта звезда напоминала Солнце. Но с тех пор она сожгла все запасы водорода и начала расширяться, превращаясь в красного гиганта. Сейчас ее радиус превышает солнечный в 39 ± 15 раз.

На сегодняшний день астрономам известно много красных гигантов. Но J0524-0336 привлекла их внимание своим аномальным химическим составом. Дело в том, что она содержит в 100 тыс. раз больше лития, чем Солнце или другие звезды аналогичного возраста. При этом J0524-0336 бедна другими тяжелыми элементами.

Избыток лития в J0524-0336  бросает вызов существующим моделям звездной эволюции. Светила создают более тяжелые элементы посредством ядерного синтеза. Поскольку литий — легкий элемент,  согласно существующим моделям, он должен теряться в ходе этого процесса в пользу более тяжелых элементов, таких как углерод и кислород.

У астрономов есть несколько потенциальных гипотез, объясняющих, почему J0524-0336 так необычна. Одна из них заключается в том, что звезда может находиться на стадии эволюции, которая никогда ранее не наблюдалась. По другой версии, в процессе расширения красный гигант мог поглотить планету или даже звезду-компаньона. Если это тело было богато литием, то могло «насытить» J0524-0336. И если такое поглощение произошло относительно недавно, то J0524-0336 еще не успела превратить литий в более тяжелые элементы. Также возможно, что в ход могли пойти оба сценария.

Астрономы намерены продолжить изучение J0524-0336, чтобы увидеть, меняется ли ее состав и как. Если им удастся обнаружить скопление пыли в околозвездном диске или кольцо обломков, это будет явно указывать на событие, связанное с поглощением компаньона. Если же такого диска обнаружить не получится, то можно будет сделать вывод, что обогащение литием происходит за счет какого-то внутреннего процесса.

Вы также можете почитать нашу статью о происхождении лития во Вселенной и о том, где он используется на Земле.

По материалам Space.com