Ученые усомнились в кометной природе межзвездного объекта Оумуамуа

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Осенью прошлого года астрономы обнаружили в Солнечной системе первый подтвержденный межзвездный объект, получивший название Оумуамуа (1I/’Oumuamua). Он прилетел примерно со стороны звезды Вега и прошел на расстоянии 0,25 а.е. от Солнца (внутри орбиты Меркурия), после чего начал удаляться по траектории, навсегда уводящей его из сферы притяжения нашего светила.

Путь Оумуамуа через Солнечную систему. Источник: NASA/JPL-Caltech

Изначально Оумуамуа был классифицирован как комета. Последующие наблюдения не выявили у этого объекта признаков кометной активности, поэтом вскоре его «записали» в астероиды. Затем астрономы обнаружили, что он покидает Солнечную систему с небольшим ускорением. В целом движение тела все равно замедляется под воздействием притяжения Солнца, но все же не так быстро, как следовало бы из законов небесной механики.

Сравнение предвычисленного и наблюдаемого положений `Оумуамуа. Источник: ESA

Исходя из этих данных, ученые выдвинули предположение, что Оумуамуа мог ускориться вследствие выброса газа и пыли с поверхности, то есть он все же является не астероидом, а выродившейся кометой, лишившейся почти всех запасов летучих веществ. Поэтому его кома и хвост оказались слишком слабы, чтобы земные обсерватории смогли их заметить.

Однако все оказалось не так просто. Результаты недавнего моделирования, проведенного астрофизиком Романом Рафиковым из Кембриджского университета, ставят под сомнение это предположение. В отличие от большинства известных нам космических тел, Оумуамуа обладает нерегулярным (хаотическим) периодом вращением. Кроме того, «межзвездный странник» характеризуется весьма вытянутой формой. В Солнечной системе не найдено объектов с такими же пропорциями.

Проведенные астрофизиком расчеты показывают, что Оумуамуа просто не пережил бы выброса газа с поверхности, соответствующего измеренному ускорению. Подобная активность должна была бы раскрутить объект, что, учитывая характер вращения и форму, неминуемо бы привело к его разрушению. По мнению Рафикова, это исключает вероятность того, что «межзвездный странник »является кометой. Он призвал коллег еще раз проанализировать результаты наблюдений, чтобы лучше понять причины аномального поведения загадочного тела.

Оумуамуа в представлении художника. Источник: ESO

К сожалению, у нас нет возможности получить новые данные об Оумуамуа. Объект был обнаружен уже после прохождения перигелия, и у астрономов имелось всего несколько недель на его изучение без возможности составить какой-то предварительный план наблюдений. Обсерватория Аресибо, которая могла бы провести радарные наблюдения, на тот момент еще бездействовала из-за повреждений, полученных во время прохождения урагана Мария. Возможно, ситуация прояснится с вводом в строй телескопов нового поколению, способных обнаруживать новые межзвездные объекты — тогда нам станет понятно, насколько типичным является Оумуамуа.

По материалам: https://www.quantamagazine.org