Ученые создали высокотемпературный сверхпроводник

Группа корейских ученых сообщила о создании материала, который демонстрирует свойства сверхпроводника при комнатной температуре. Это дает возможности для создания летающего транспорта и чрезвычайно мощных компьютеров, которые не перегреваются.

Высокотемпературный сверхпроводник.
Высокотемпературный сверхпроводник. Источник: www.theregister.com

Новый сверхпроводящий материал

Группа корейских ученых утверждает, что они смогли создать сверхпроводник, который демонстрирует все присущие этим материалам свойства при комнатной температуре. Основные результаты экспериментов с ним опубликованы сразу в двух статьях, которые вышли в разных изданиях и пока не прошли рецензирование.

Материал, получивший название LK-99, является модифицированным свинцовым ангидритом. Ученые заявляют, что его достаточно легко можно получить в любой современной лаборатории из свинца, серы и меди. Работает он при температурах до 127°С, что делает возможным его использование в любых условиях на Земле.

Группа исследователей зарегистрировала критический ток в материале, отсутствие электрического сопротивления, критическое магнитное поле, а также эффект Мейснера. Последний представляет собой явление левитации, парение обычного магнита над сверхпроводником без всяких затрат энергии. Видеозапись, демонстрирующую это, исследователи добавили к своей публикации.

По словам исследователей, сверхпроводимость в материале возникает после того, как в соединении свинца с серой часть атомов первого удаляется и на их место помещается медь. Это создает локальные искривления магнитных полей, которые и вызывают высокотемпературную сверхпроводимость.

Почему сверхпроводник так важен?

Сверхпроводимость — удивительный эффект, который наблюдается во многих материалах, проводящих электрический ток. Заключается он в том, что при определенной температуре и определенной силе тока сопротивление материала снижается до нуля. Другим проявлением сверхпроводимости является упомянутый эффект Мейснера, который люди давно хотят использовать в технике.

Проблема заключается лишь в том, что до сих пор сверхпроводимость возникала только при очень низких температурах. Недавно ученые уже получали материалы, которые демонстрируют ее при комнатной температуре, но они работают только в условиях повышенного давления.

Если LK-99 действительно обладает теми свойствами, которые ему приписывают корейские ученые, это будет означать начало новой эпохи в технике. Становится реальностью передача энергии по проводам на большие расстояния без потерь, чрезвычайно мощные аккумуляторы и компьютеры, а также мобильные телефоны, которые не перегреваются и могут работать неделями без подзарядки. Значительно дешевле становятся маглевы — поезда на магнитной подушке, способные передвигаться со скоростью в сотни километров в час.

В космической индустрии это также может стать началом настоящей революции. Ведь дает возможность разработать сверхпроводящие магниты, которые создадут магнитное поле для надежного удержания внутри себя плазмы. А это сделает возможными термоядерные реакторы и двигатели.

Сомнения в открытии

Правда, все это получится только в том случае, если корейские ученые действительно создали то, о чем они говорят. В частности, важнейшие эффекты — изменение намагниченности и теплоемкости — не очевидны из представленных данных. Да и видео на самом деле доказывает немногое.

Физики стараются быть в таких вопросах осторожными. Ведь в 2020 году научные издания уже публиковали сообщения об открытии сверхпроводников, которые работают при комнатной температуре. Сейчас те статьи отозваны из-за того, что в них нашли явные фальсификации.

По материалам www.theregister.com.