Ученые составили рецепт космического салата

Если человечество действительно возьмется за освоение космического пространства за пределами низких околоземных орбит, нам нужно будет решить проблему рециркуляции ресурсов на внеземной базе или на борту межпланетного корабля. Очевидно, достичь этой цели невозможно без использования растений, выращиваемых в бортовых оранжереях. Они будут не только очищать атмосферу космического аппарата от углекислого газа и насыщать ее кислородом, но и производить питательные вещества для астронавтов. Ученые из австралийского Университета Аделаиды и британского Университета Ноттингема попытались представить, как будет выглядеть такое «космическое блюдо».

В результате сотрудники университета получили рецепт «космического салата», состоящий из нескольких культур, которые уже удавалось вырастить на Международной космической станции. В то же время он содержит все необходимые человеку питательные вещества, необходимые людям во время миссии на орбиту или в далекий космос. В состав салата входят арахис, батат, семена подсолнечника, соевые бобы, мак, ячмень и листья капусты кали.

Перемешать, но не взбалтывать

Ученые взяли за основу требования к калорийности и содержанию витаминов в ежедневом рационе астронавтов, сформулированные ранее в исследовании NASA. Они создали компьютерную модель, позволившую составить наилучшую комбинацию растительных продуктов без необходимости их сложной кулинарной обработки. Полученный продукт предложили попробовать добровольцам, которые в подавляющем большинстве сочли его вкусным.

Космический салат. Источник: University of Adelaide

«Существуют десятки культур, способных удовлетворить потребности астронавта в питательных веществах, но нам нужно было найти те, которые могут обеспечить необходимую калорийность в небольших порциях и которые можно выращивать в ограниченном пространстве», — пояснил один из руководителей проекта, профессор Университета Аделаиды и научный директор Центра космических ресурсов Фолькер Хессел.

Команда рассмотрела свыше сотни различных растений и отобрала те из них, которые могли бы обеспечить полноценную и калорийно сбалансированную диету, а также включали бы не больше пищевой массы, чем обычно потребляют люди на Земле. В процессе исследований выбор сузился до десятка. Растения должны были отвечать, например, таким критериям, как возможность выращивания на гидропонике (без грунта) и наименьшая потребность в удобрениях. Но не менее важным фактором считалась вкусовая совместимость разных компонентов.

На вкус и цвет…

Также оценивались и другие особенности «космического питания» — текстура, свежесть, запах и даже влияние на настроение астронавтов. «Еда является неотъемлемой частью здоровья и счастья, и этому способствует множество факторов, — отметила аспирантка Школы биологических наук Ноттингемского университета Шу Лян. — Кроме пищевой ценности и возможности выращивания в космосе, мы также рассмотрели различные важные аспекты космической диеты, способствующие хорошему самочувствию астронавтов, включая цвет, вкус и совместное питание». Ученые задались целью разработать системы и компоненты космического хозяйства для долгосрочных космических миссий, чтобы удовлетворить пищевые и психологические потребности их участников.

Психологический тест «Гармоничная психология космического салата» провела выпускница отдела планетных исследований Городского колледжа Нью-Йорка Каролина Ривера-Осорио. Приготовленное блюдо отведали четверо волонтеров, и один даже объявил, что «не против питаться им целую неделю, будучи астронавтом». Следующим этапом исследования станет использование компьютерного моделирования для проектирования камер выращивания компонентов салата и систем, которые будут помогать их выращивать.

Ранее мы рассказывали, как экипаж МКС удовлетворяет простые гигиенические потребности.