Ученые предлагают изменить определение планеты

В 2006 году Международный астрономический союз установил современное определение планеты. Однако недавно ученый Жан-Люк Марго предложил снова его изменить, чтобы оно стало более понятным.

Ученые предлагают изменить определение планеты
Ученые предлагают изменить определение планеты. Источник: www.skyatnightmagazine.com

Определение планеты

Недавно в журнале Planetary Science Journal была опубликована статья, посвященная классификации небесных тел. В ней коллектив авторов под руководством Жан-Люка Марго, профессора Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе предложили новое определение планеты.

На самом деле вокруг Солнца и других звезд вращается огромное количество разнообразных объектов, некоторые из которых совсем не похожи на другие. Именно поэтому ученые пытаются разделить их на классы, одним из которых и являются планеты. Последний раз их определение меняли в 2006 году. Тогда же ввели понятие «карликовых планет» и причислили к ним Плутон.

Согласно этому определению, планетой является небесное тело, которое вращается непосредственно вокруг Солнца, имеет достаточно сильную гравитацию, чтобы под ее влиянием приобрести сферическую форму, и способно очистить свою орбиту. К каждому из этих пунктов у авторов нового исследования есть претензии.

Что не так с действующей классификацией

Первое, что не нравится Марго с коллегами — это привязка определения к Солнцу. В начале 2000-х экзопланеты все еще были новинкой и поэтому их существование не учтено. А ведь они могут вращаться не только вокруг звезд, но еще и вокруг коричневых карликов и остатков сверхновых.

Еще больше вопросов к термину «очистить орбиту». В определении планеты просто отсутствуют какие-то численные параметры, чтобы точно сказать, какого размера объектов и на каком расстоянии не должно быть рядом с небесным телом, чтобы его можно было назвать планетой.

Наконец, со «сферичностью формы» тоже не все в порядке. Кроме того, что даже Земля немного отличается от идеала, это определение звучит неконкретно. К тому же для удаленных объектов мы часто просто не можем определить их форму, и именно это тормозит признание многих из них карликовыми планетами.

Новое определение

Новое определение, которое предлагают авторы статьи, в чем-то проще, а в чем-то сложнее, чем предыдущее. Кроме того, оно гораздо конкретнее. Согласно ему, планетой является любое небесное тело, вращающееся вокруг звезды, остатка сверхновой или коричневого карлика, имеет массу более 1023 кг, но меньше, чем 13 масс Юпитера.

Именно такое определение планеты Марго предложит Международному астрономическому союзу в августе. Если оно будет принято, то Плутон в число больших планет это не вернет. Для этого у него слишком малая масса. Однако определенности в работе астрономов должно стать больше.