Ученые исследовали тройную карликовую галактику в созвездии Девы

Китайские исследователи обратили внимание на карликовую галактику VCC 322, расположенную в скоплении Девы. Она взаимодействует с двумя такими же небольшими системами. Ученые смогли разглядеть, как происходит это взаимодействие.

Карликовая галактика
Карликовая галактика. Источник: science.nasa.gov

Карликовые галактики во Вселенной

Команда ученых во главе с Лан-Юэ Чжаном из Университета Китайской академии наук в Пекине, недавно исследовала карликовую галактику VCC 322. Эта звездная система демонстрирует признаки взаимодействия со своими соседями, поэтому астрономы решили как следует рассмотреть, что при этом происходит с этими звездными системами.

Карликовые галактики с массой до 5 млрд солнечных составляют большинство звездных систем в известной Вселенной. Считается, что их слияние во многом определяется более массивными соседями. Возможно, большие галактики когда-то сформировались именно из таких небольших объектов.

Ученые считают, что слияние карликовых галактик происходит на всех красных смещениях. То есть они взаимодействовали между собой всегда от самого формирования первых звезд. Другое дело, что увидеть этот процесс на больших расстояниях очень трудно и поэтому каждое подобное наблюдение является весьма ценным.

Как VCC 322 взаимодействует с соседями

Сама VCC 322 весит примерно как 90 млн солнц и находится в скоплении Девы. Последнее является ближайшим ко Млечному Пути большим кластером. Оно содержит немало таких небольших систем. Поэтому неудивительно, что недалеко от галактики, которая заинтересовала ученых, находятся еще две, с которыми она взаимодействует — VCC 319 и VCC 334.

Чтобы их исследовать, ученые использовали Канадско-Франко-Гавайский телескоп (CFHT). Он дал им возможность провести широкополосные изображения этой галактики. Эти данные были дополнены данными камеры темной энергии (DECam) на телескопе Blanco 4m.

Что показали наблюдения?

Наблюдения показали, что VCC 322 имеет заметный длинный прямой приливной хвост. Размер этого хвоста сопоставим с главной галактикой, а его возраст оценивается примерно в 10 млрд лет. При этом большая часть ее массы представлена старыми светилами. Однако заметной эту систему делает небольшое количество старых светил.

Дальнейший анализ данных показывает, что VCC 322 является дисковой галактикой, тогда как VCC 319 является объектом раннего типа. Кроме того, VCC 319, кажется, демонстрирует изофотальное скручивание, что указывает на то, что она, вероятно, взаимодействует с VCC 322.

Наблюдения также обнаружили постоянную активность звездообразования в VCC 322. Однако оно в этой галактике кажется подавленным по сравнению с другими известными системами подобной массы в скоплении Девы. Авторы статьи предполагают, что толчок, вызванный слиянием/взаимодействием, вероятно, вызывает нагрев газа, подавляя активность звездообразования в VCC 322.