У ближайшего коричневого карлика найдены облачные пояса

В 2013 г. астрономы открыли систему Luhman 16, состоящую из пары коричневых карликов. Так называют объекты, по массе превосходящие крупнейшие газовые гиганты, но при этом недостаточно тяжелые, чтобы в их недрах могли запуститься стабильные термоядерные реакции превращения водорода в гелий.

Luhman 16 находится на расстоянии всего 6,5 световых лет, что делает ее третьей по удаленности от Солнца системой после α Центавра (с Проксимой Центавра) и звезды Барнарда. Относительная близость, а также высокая по меркам подобных объектов яркость делают ее идеальным объектом для изучения.

В ходе недавнего исследования системы команде американских ученых удалось найти в атмосфере ее основного компонента Luhman 16A полосы, напоминающие юпитерианские облачные пояса. Измерив характеристики испускаемого коричневым карликом поляризованного света и прибегнув к компьютерному моделированию, астрономы пришли к выводу, что в его газовой оболочке существуют как минимум два постоянных облачных пояса. Таким образом, внешне он похож не на звезду, а на газовый гигант вроде нашего Юпитера.

Что касается компаньона Luhman 16A то, несмотря на схожую с соседом массу и температуру поверхности, он, скорее всего, выглядит по-другому. Ученым не удалось найти на нем следов существования облачных поясов. В то же время яркость этого коричневого карлика заметно меняется с течением времени. По мнению астрономов, это указывает на образование в его атмосфере больших скоплений облаков. В будущем специалисты намерены использовать разработанный метод для изучения газовых оболочек ближайших экзопланет.