ТОП-5 самых амбициозных космических проектов NASA

С момента своего основания в 1958 году NASA реализовала множество самых сложных проектов. Pioneer, Voyager, Space Suttle, Cassini–Huygens, New Horizons, James Webb — это лишь малая часть из воплощенных космических программ и миссий. Но были и такие, которые для NASA оказались на грани возможностей. Мы составили ТОП-5 впечатляющих космических концепций, которые были забракованы из-за огромной стоимости, технологической неразрешимости или просто из-за того, что они были безумными даже для NASA.

space-settlement
Фантастические, но невозможные космические проекты, даже для NASA. Изображение: Flickr

AstraGate TransAstronautics

Корпорация TransAstronautics предложила план, получивший название AstraGate. Идея проекта заключалась в дешевой транспортной системе между Землей и Луной. Вместо использования топлива система включает передачу энергии и импульса между прибывающими и удаляющимися транспортными средствами, что достигается с помощью орбитальных станций AstraGate.

AstraGate TransAstronautics
Концепт AstraGate TransAstronautics

Согласно описанию, система предназначена для того, чтобы сделать доступными путешествия до Луны и обратно людям среднего класса, наподобие регулярных трансатлантических путешествий на пароходе. План был представлен программе NASA Innovative Advanced Concepts (NIAC) в 2018 и повторно в 2019 году. Оба раза он прошел во второй раунд, но не дальше.

Крейг Петерсон, системный инженер TransAstronautics Corporation, объяснил, что это предложение было отклонено по совокупности факторов. Главным из которых является невозможность реализации на текущем этапе развития технологий.

MOLAB

The Mobile Laboratory (MOLAB)

В начале 1960-х, когда велась подготовка к предстоящим миссиям Apollo на Луну, NASA рассматривала различные способы, которыми астронавты могли бы исследовать лунную поверхность. Среди этих концепций была амбициозная Мобильная геологическая лаборатория, или сокращенно MOLAB. Это был проект большого четырехколесного лунохода. Помимо обеспечения мобильности, он предлагал временную среду обитания для астронавтов, а также служил научной лабораторией.

Прототип был построен и испытан в пустыне Нью-Мексико. Но при весе 3700 кг построенный GM MOLAB был очень громоздким. Доставить его на Луну было бы очень дорого. В конечном итоге прототип был предоставлен Геологической службе США, которая использовала его для картирования месторождений полезных ископаемых и взятия проб почвы.

Ядерная ракета

ядерна ракета
Техники работают над концептуальной ядерной ракетой в 1964 году. Фото: NASA

С 1955 по 1973 год Соединенные Штаты стремились разработать ядерную ракету для использования в длительных космических миссиях. По словам NASA, основная идея заключалась в том, чтобы использовать деление для нагрева жидкого водорода и выбрасывать его в виде тяги со скоростью, которая превзошла бы скорость химических ракет. Первоначальная идея состояла в том, чтобы создать атомный самолет для ВВС США. Но программа переместилась на космическое направление.

Программа достигла своего предпоследнего этапа — создания прототипа ядерного двигателя для ракетных транспортных средств (NERVA). Двигатель NERVA второго поколения был построен и даже испытан на земле. Но программа была закрыта еще до того, как можно было провести какие-либо летные испытания.

Космическая колония

Развитая космическая колония в представлении художника

После успеха миссий Apollo NASA обратила внимание на перспективу создания колоний за пределами планеты. Аэрокосмическая администрация провела исследование в NASA Ames в 1975 году, позволив экспертам и художникам поделиться своим видением того, как могут выглядеть космические колонии. Получившиеся концепции были довольно смелыми. Некоторые даже включали полноценные искусственные среды обитания, в которых 10 тысяч человек могли «работать, создавать семьи и жить нормальной жизнью». Колесообразные космические колонии имитировали искусственную земную гравитацию, позволяя создавать традиционные дома с инфраструктурой, а также растительность с водоемами и даже сельским хозяйством. Была надежда, что первые подобные колонии могут появиться уже в 1990-х годах. Но эти идеи были далеки от технических возможностей человечества.

Longshot

межзвездный зонд
Приблизительная схема, показывающая конструкцию межзвездного зонда. Изображение: Военно-морская академия США/NASA/USRA

В 1988 году NASA совместно с Ассоциацией космических исследований университетов представила предварительный проект зонда для исследования Альфы Центавра. Это тройная звездная система, расположенная в 4,37 световых годах от Земли. Беспилотному 440-тонному зонду потребовалось бы всего 100 лет, чтобы достичь ближайшей к нашей звездной системы. Но для реализации требовалось разработать несколько технологий, чтобы эта миссия стала возможной, как признали авторы предложения.

Они включали «импульсный термоядерный двигатель» и термоядерный реактор с длительным сроком службы, способный выдавать мощность 300 кВт. Реактор зонда должен был питать его систему связи, позволяя ему передавать данные о свойствах межзвездной среды, особенностях Альфы Центавра и более точные астрометрические показания, касающиеся положения, движения и светимости звезд. К сожалению, проект Longshot, как его называли, был отложен до лучших времен, так как необходимые для миссии технологии оставались вне досягаемости.

Напомним, что ранее мы составляли рейтинг ТОП-5 самых смертоносных экзопланет для человека.