ТОП-10. Лучшие аниме в жанре космической оперы

Аниме — разновидность мультипликационного искусства, охватывающая огромное количество тем и жанров. Немало полнометражных фильмов и сериалов касаются космоса. Есть среди них как серьезная «твердая» научная фантастика, так и что-то более развлекательное, известное как «космическая опера» и сегодня мы решили познакомить вас с ее лучшими представителями.

Спейсопера в аниме
Спейс опера в аниме

Космическая опера в аниме

Аниме — это вовсе не жанр анимации, как о нем часто пишут, а ее вид, распространенный в Японии. Он имеет свои традиции и определенную общую стилистику. Но тематически он чрезвычайно разнообразен и состоит из многих жанров, как уникальных для него, так и присущих другим отраслям мировой культуры.

Не обошло аниме своим вниманием и тему космоса. Здесь можно выделить как серьезные произведения, которые с полным правом можно назвать «твердой» научной фантастикой, так и нечто значительно более легкое, не перегруженное строгим следованием законам звездной физики.

Обычно такой жанр принято называть «космическая опера». По сути, это — приключения в космосе, тот же жанр, где главный герой спасает принцессу звездной империи, а где-то на заднем плане с шумом на всю Вселенную взрывается Звезда Смерти.

Мы подготовили для вас подборку лучших аниме-фильмов и сериалов в жанре космической оперы. При этом здесь вы не найдете «твердой» научной фантастики, о ней есть отдельная статья. Однако то, что попало в перечень, ничем не хуже «Звездных войн» и «Звездного пути».

1. «Космический линкор «Ямато»

Когда говорят о японской космической опере, то в первую очередь упоминают «Космический линкор «Ямато». Созданный в 1973–74 годах, сериал стал дебютной работой для режиссера Лейдзи Мацумото, создавшего в дальнейшем большое количество аниме на космическую тематику.

Аниме «Космический линкор Ямато». Источник: www.imdb.com
Аниме «Космический линкор «Ямато». Источник: www.imdb.com

Сюжет сериала начинается в 2199 году. Земля испытала вторжение пришельцев-гамилусиан, ее космический флот уничтожен, города и даже сама экосистема разрушена. Однако с далекой планеты Искандер поступает предложение помочь.

Именно туда и отправляется экипаж звездолета «Ямато». Цель их квеста — привезти на Землю средство для ее спасения. Сам корабль в оригинальном сериале был перестроенным линкором времен Второй мировой. В римейке 2010-х годов он просто стилизован под этого древнего красавца.

Смотреть «Космический линкор «Ямато» ради реалистической физики не стоит. Главное в нем описанная во всех подробностях техника, одновременно реалистичная и футуристическая, и яркие и визуально привлекательные персонажи. И римейк в этом плане даже превосходит оригинальный сериал, вернее, сериалы.

Ремейк сериала

Также стоит сказать, что остальные фильмы и сериалы, созданные Лейдзи Мацумото, такие как «Космический пират Харлок» и «Галактический экспресс 999», не менее заслуживают того, чтобы их посмотрели. Они все имеют характерный стиль и связаны общей вымышленной вселенной.

2. «Космические приключения Кобры»

«Космические приключения Кобры», вышедшие на телеэкраны 1982 года, также с полным правом можно назвать классикой мировой космооперы. Это та самая история, которую вы точно где-то читали или смотрели, но никак не можете вспомнить, где.

В будущем простой офисный работник осознает, что он на самом деле — космический пират и искатель приключений Кобра и начинает путешествие, полное различных приключений. У него собственный космический корабль, а в руку встроена пушка.

Аниме «Космические приключения Кобры»

Здесь очень много экрана, женщин в откровенных нарядах, вокруг бегают какие-то андроиды, инопланетные чудовища и агенты корпораций и тайных организаций. Словом, все то, чего зритель ждет от дешевого приключенческого кино о космосе. И именно в этой роли «Космические приключения Кобры» просто непревзойденны.

3. «Гиперпространственная крепость Макрос»

«Гиперпространственная крепость Макрос» — это тот самый сериал, который вы, с большой долей вероятности, видели, если вам больше 30 лет. Он вышел в 1982 году, а затем в США его полностью переозвучили, перемонтировали, добавили фрагменты из других аниме и назвали Robotech. Именно его у нас и показывали по телевидению в 1990-е годы.

Сюжет сериала заключается в том, что на Землю падает гигантский корабль инопланетян. Человечество исследует его, изучает новые технологии и ремонтирует. Он и получает название «Макрос». Параллельно разрабатываются космические самолеты нового поколения, способные трансформироваться в роботов, они называются «валькирии». Вокруг их пилотов и разворачивается сюжет события как в оригинальном аниме, так и в его многочисленных продолжениях, которые снимают до сих пор.

Конкретно в первом сериале на Землю вслед за кораблем прилетают и его бывшие хозяины, достаточно сильно превосходящие людей технологически и численно, однако им удается дать отпор. При этом интересной особенностью, как первого «Макроса», так и всех его продолжений, является роль музыки в его сюжете.

Невероятно красивые саундтреки были характерной особенностью аниме-космооперы и до того, однако только создатели «Макроса» догадались сделать музыку важной частью мироздания. Там она реально способна влиять на ход событий, и именно это явилось своеобразной фишкой франшизы на многие десятилетия вперед.

4. «Легенда о героях Галактики»

В 1982 году японский писатель-фантаст Йосики Танака начал публиковать серию романов под названием «Легенда о героях Галактики». В 1988–2000 годах его произведения были экранизированы в виде огромного аниме-сериала длиной 110 серий. И сериал, и романы до сих пор пользуются безумной популярностью не только в Японии, но и за ее пределами.

Аніме «Легенда про героїв Галактики»
Аниме «Легенда о героях Галактики». Источник: imdb.com

Причина заключается в одном из самых больших и продуманных миров, которые когда-либо создавались в космической фантастике. Действие происходит в 35 веке, когда заселенный людьми космос разделен между несколькими государственными образованиями, крупнейшими из которых является авторитарная Галактическая империя и демократический Союз свободных планет. Война между ними идет несколько десятилетий как в космосе, так и на поверхности планет.

Сильной стороной аниме является удачное сочетание космических баталий, политики и действительно интересных персонажей. Сериал в плане показа всего этого реалистичен до цинизма. За фасадом пышной и эффективной машины империи скрывается культ силы и человеческие жизни, ничего не стоящие перед волей монарха.

Демократический же Союз свободных планет просто тонет в бюрократии и популизме и поэтому готов проиграть даже там, где полководцы принесли ему победу в битвах.

5. «Ковбойский бибоп»

Название этого аниме у нас традиционно переводят как «Ковбой Бибоп», что совершенно неправильно, ведь речь в нем идет совсем не о ковбое по имени Бибоп. Название сериала 1998 года является отсылкой к тому бибопу, что является одним из стилей джаза.

Герои «Ковбойского Бибопа»
Герои «Ковбойского бибопа»

Собственно, сериал «Ковбойский бибоп» является своеобразной стилизацией о приключенческих фильмах о ковбоях и американских гангстерах начала ХХ века, где на заднем плане этот самый джазовый стиль и звучит.

Главными персонажами в нем выступают четверо героев, частично находящихся «по ту сторону закона» и путешествующих по космосу на собственном космическом корабле. Солнечная система в это время превратилась в смесь гангстерского Чикаго с диким закатом. Поэтому, по законам жанра, героев ждет немало смешных, но в то же время трагических приключений.

6. «Звездный герб» / «Звездный флаг»

В 1990-х годах писатель Хироюки Мориока создал серию романов о космическом мире далекого будущего. Первые из них имели подзаголовок «Звездный герб», а более поздние — «Звездный флаг». Когда в 1999 году их начали экранизировать в виде аниме-сериалов, то эти названия сохранили, из-за чего может возникнуть неразбериха относительно того, как же история в целом называется.

Аниме «Звездный флаг»
Аниме «Звездный флаг». Источник: www.zerochan.net

Особенностью сериала является сложнейшая предыстория этого мира. В будущем человечество расселилось по тысячам планет. Затем была создана генетически модифицированная для жизни в космосе раса Ав. Она поставила себе задачу прекратить все межзвездные конфликты военным путем, для чего создала собственную звездную империю.

Сюжет первого сериала достаточно прост, но развивается на фоне глобальных событий. Юный дворянин Джинто и принцесса империи Лафиль убегают от военных действий через космос. Однако не все в этом путешествии так просто, как кажется.

7. Interstella 5555

Чисто технически Interstella 5555, или как полностью расшифровывается название этого аудиовизуального произведения Interstella 5555: The 5tory of the 5ecret 5tar 5ystem, вообще не аниме. В 2003 году французская группа Daft Punk заказала японским аниматорам серию клипов для своего нового альбома.

Но поскольку за дело взялись уже упомянутый Лейдзи Мацумото и несколько его талантливых учеников, в конце концов все отдельные клипы сложились во что-то, чему трудно найти определение. Это, в полном смысле слова, космическая опера в стиле хаус.

Герои аниме Interstella 5555

Персонажи в «Интерстелле» не говорят ни слова. Однако сюжет фильма вполне понятен и по визуальным образам. На далекой, заселенной гуманоидами планете, неизвестные преступники из космоса похищают известную музыкальную группу.

Впоследствии оказывается, что за всем этим стоит житель Земли, желающий придать похищенным облик людей и завоевать с помощью этого популярность во всем мире. Для спасения музыкантов в путешествие отправляется настоящий космический герой.

Interstella 5555 — одно из самых удивительных аниме, когда-то вообще созданных. И только ради этого его уже следует смотреть.

8. «Пилоты звездных кораблей»

Сериал 2005 года «Пилоты звездных кораблей» можно назвать космической оперой ХХI века. По канону, речь в нем идет о далеком будущем, в котором человечество расселилось по всей галактике.

Пилоты звездных кораблей
Герои аниме «Пилоты звездных кораблей»

В начале группа курсантов отправляется в тренировочный полет на обучающем корабле «Аматерасу». Но пока они находятся вдали от дома, планету захватывает соседнее государство. Они оказываются единственным кораблем, способным сопротивляться. Делать это им очень тяжело. Однако молодые люди находят выход, продав право службе галактических новостей транслировать их героическую борьбу в виде реалити-шоу.

9. Heroic Age

Название аниме 2007 года Heroic Age является игрой слов. Ведь главного героя этого сериала действительно зовут Эдж, так что «Героический Эдж» — вполне корректный вариант. Не считая того дословный перевод «Героическая эра» тоже полностью соответствует его духу.

Авторы сериала взяли за основу античный миф о том, что в прошлом на Земле существовало несколько рас (золотая, серебряная, бронзовая, железная), и перенесли его действие в космос будущего. В результате получилась очень нестандартная космическая опера.

В ней присутствуют космические корабли, роботы, которыми руководят люди, гигантские жуки, принцесса, обладающая паранормальными способностями, и главный герой, способный превращаться в чудовище — все это сочетается между собой очень гармонично.

10. «Астра, затерянная в космосе»

В аниме 2019 года «Астра, затерянная в космосе» события разворачиваются в будущем вокруг школьников, отправляющихся в учебное путешествие на другую планету. Там они сталкиваются с аномалией, которая отправляет их на орбиту неизвестного космического тела, где они находят заброшенный корабль «Астра».

Астра, загублена у космосі
«Астра, затерянная в космосе»

Так начинается их поездка в цивилизованные места. По пути они найдут немало удивительных планет, которых их будут ждать приключения. Сериал интересен в первую очередь взаимодействием незаурядных характеров главных героев и загадок.

Ведь вскоре оказывается, что история эта значительно больше простого возвращения домой. Главным героям придется узнать немало тайн собственной цивилизации.

Falcon Heavy уходит в небо: лучшие фото десятого запуска сверхтяжелой ракеты